Больше рецензий

Julia_cherry

Эксперт

Просто читаю книжки. Ю.Ч.

25 сентября 2018 г. 12:36

523

4 Женские роли черного континента

Лампомоб-2018
9/13

То, что Африка бывает совершенно разной, я знаю не только из книг. Общение с африканскими студентами, которое возникает в моей жизни время от времени, сформировало во мне твердое ощущение, что наше представление о Черном континенте имеет мало общего с реальностью. Тем более интересно стало мне читать авторов-африканцев, которые пытаются рассказать миру о том, чем мнение черных о себе и своем в нем месте отличается от наших.
Роман "Горняк" имеет достойных предшественников в литературе, особенно в советской, английской и французской, конечно. Там тоже не раз поднималась тема изменения самосознания простого парня, перебирающегося из деревни в город, и весь этот социальный аспект борьбы за достойное существование, развитие и становление личности. Во многом этот роман для меня невероятно близок Кронину, я имею в виду "Звезды смотрят вниз", конечно. Но для африканцев почти всегда важна еще одна тема - сосуществование черных и белых, вопросы расового неравенства. Решаются они, кстати, далеко не всегда однозначно. Среди черных расистов ничуть не меньше, чем среди белых, и белое влияние на их собственную жизнь тоже оценивается весьма полярно.
Так получилось, что я начала читать "Горняка", едва перевернув последнюю страницу романа другого африканского писателя - нигерийца Чинуа Ачебе, и без сравнений обойтись не удалось. И надо сказать, что тематически "И пришло разрушение" можно считать предысторией "Горняка", хоть и происходившей в совершенно иной стране.
В общем жили люди, среди своих представлений о правильном и достойном, по своим обычаям и правилам, и нельзя сказать, чтобы их жизнь была полна одними радостями, но и горести были понятны, и как достичь благополучия - было очевидно. Но когда в их жизнь вмешались белые, изменилось если не всё, то очень многое. Оказалось, что давно знакомые черным природные памятники - открыты белыми, привычный уклад жизни - недопустим, мораль - преступна, танцы - неприемлемы... Кто бы спорил, колонизаторы принесли в жизнь Африки и что-то полезное, но главное разрушение, которое отмечают для себя и Ачебе, и Абрахамс - они попытались взрастить в африканцах мысль о собственной ущербности и вторичности, ту мысль, которая буйным цветом расцвела среди потомков рабов в США, ту самую, которая заставляет этих людей по-прежнему придирчиво разыскивать в каждом обращенном к ним слове или жесте признаки расизма, ту самую, которая в итоге и сделала их людьми второго сорта в государстве, которое продолжает учить весь мир основам демократии.
Но что-то я никак не перейду к собственно впечатлениям о романе, увлекшись "панафриканскими" размышлениями. Самым удивительным для меня оказалось то, что в романе о мужчине, деревенском парне Кзуме с Севера, который пришел в город, чтобы стать горняком, центральное место заняли женщины. Их несколько - хозяйка сомнительного притона в Малайском квартале Лия, её пожилая помощница Опора (вот уж точно, говорящее имя получилось), молодая учительница Элиза, которая не хочет быть черной, и веселая Мейзи, которая умеет расшевелить любого. Честно говоря, уже после прочтения я подумала, что эти четыре женщины - как четыре возможных роли ЮАР для Африки и Африки для мирового сообщества, и их образы заиграли для меня новыми красками.
А в целом мне показалось, что эта история не столько о влиянии города, рудника и белых на деревенского парня, сколько о влиянии на него всех этих черных женщин, таких разных, таких значимых. Самое сложное и для героя, и для читателя - понять Элизу, чернокожую красавицу, которая настолько впитала в себя чужую культуру, что не просто хочет жить, как белая, главная её мечта - буквально стать белой, а это мешает и получать удовольствие от той жизни, которую она ведет, и полюбить черного Кзуму. Рядом с ней Кзума чувствует себя счастливым, но неспокойным, рядом с ним она становится почти обычной черной женщиной, но так ненадолго...
Самый яркий образ - Лия. Женщина, которая внутренне равна всем - и белым, и черным, и мужчинам, и женщинам. Да, её можно посадить в тюрьму, но изменить, сломать - никогда. Наверное, именно такой, как Лия, независимой, самостоятельной, свободной и уверенной - автору хотелось бы видеть свою страну и Африку в целом в сегодняшнем мире. Потому что чудесная Мейзи - это только мечта. В современном обществе одними национальными танцами, сколь бы ни были они прекрасны, богатство и независимость не обеспечишь, а значит, приходится вступать в отношения и с белыми, и с азиатами (не знаю даже, с кем договориться проще), и отвоевывать своё место в мире.
Словом, ставший уже классическим роман Питера Абрахамса оказался для меня крайне любопытным, и, несмотря на название, не столько производственным и мужским, сколько социальным и женским. Не знаю, насколько он отражает мысли и стремления Африки сегодняшней, но вот понять разнообразие проявлений Африки постколониальной - помогает безусловно.

Книга прочитана в рамках Лампомоба-2018 по совету MUMBRILLO .
Андрей, спасибо вам большое за знакомство с новым для меня автором, и погружением в новую для меня Африку. В праздничном декабре я снова попрошу вашего совета. Надеюсь, не откажетесь поделиться еще чем-то интересным. :)

Комментарии


Чимаманда Нгоси Адичи "Половина желтого солнца", тоже про Африку


Я читала, спасибо.


Спасибо за интересную рецензию!) Я правда сейчас читаю не много, так что выбирать придется разве что из ранее прочитанного)


Вы мне просто так здорово горизонты расширяете, что мне и ранее прочитанное пригодится. :)