Больше рецензий

24 сентября 2018 г. 15:00

405

5

Павел Басинский избирает позицию наблюдателя, не становясь ни на один из флангов, он находится между ними. Параллельно прослеживая судьбу Льва Николаевича и отца Иоанна, он находит сходства и различия в их жизненных путях, пытается понять, как то или иное событие повлияло на становление личности и как случилось так, что двое этих титанов, полярных в своих мыслях и взглядах, разредили общество на два лагеря и имели такое большое число последователей и почитателей (иоанниты и толстовцы).
В центре же, между ними, камнем преткновения стал вопрос веры, вопрос религии.
«От многой мудрости много скорби, и умножающий знание - умножает скорбь» - но тут надо оговорится и вовремя понять, что тобой движет: мудрость или самомнение? Лев Николаевич, взявшись за свою трактовку Евангелия, выкидывал из него целые главы, перекраивал содержание, трактуя его на свой лад. Он отвергал непорочное зачатие, Воскресение, выдвигал версии по поводу рождения Христа, осуждал и не признавал церковные обряды. Дело личное, но ведь он, будучи огромным авторитетом своего времени и рупором эпохи, решился создать и опубликовать своё Евангелие, бросая, тем самым, вызов церкви - и некоторые священники начали следовать его взглядам, чего уж говорить об обычных людях.
Не могло это оставить беспристрастным отца Иоанна, который каждый день служил литургию, проповедовал, исповедовал, совершал обряды и таинства. Буквально живший этим священник, воспринимал всё не как ритуал, а как реально происходившее событие. В связи с чем, заявления Льва Николаевича не смогли оставить его равнодушным.
Вот и конфликт, который, впрочем, вышел не совсем однозначным: открытое ополчение Иоанна Кронштадтского, и почти полное игнорирование этого со стороны Л.Н.Толстого.