Больше рецензий

23 сентября 2018 г. 22:22

1K

4 Iсторiю пишуть не на паперi (с)

Город Киев ровно 100 лет назад, и сколько же всего произошло за эти сто лет, сколько событий увидел Владимир со своей Владимирской горки, а все равно нет покоя, ни в Киеве, ни в стране.
Интересно, почему по школьной программе как раз в тех классах, когда на уроках истории Украины проходят Октябрьскую революцию, из Булгакова читают "Мастера и Маргариту", а отнюдь не это произведение. Мне кажется, что "Белая гвардия" отлично дополняла бы уроки истории и сделала бы сами события более запоминающимися, яркими и эмоционально окрашенными.
А с какой любовью автор описывает Киев! И такое впечатление, что ничего не изменилось:

Сады стояли безмолвные и спокойные, отягченные белым, нетронутым снегом. И было садов в Городе так много, как ни в одном городе мира. Они раскинулись повсюду огромными пятнами, с аллеями, каштанами, оврагами, кленами и липами.
Сады красовались на прекрасных горах, нависших над Днепром, и, уступами поднимаясь, расширяясь, порою пестря миллионами солнечных пятен, порою в нежных сумерках царствовал вечный Царский сад.

Все так же Киев утопает в садах, все так же смотрит князь Владимир на Город:

Но лучше всего сверкал электрический белый крест в руках громаднейшего Владимира на Владимирской горке, и был он виден далеко, и часто летом, в черной мгле, в путаных заводях и изгибах старика-реки, из ивняка, лодки видели его и находили по его свету водяной путь на Город, к его пристаням. Зимой крест сиял в черной гуще небес и холодно и спокойно царил над темными пологими далями московского берега, от которого были перекинуты два громадных моста.

И все так же проливается кровь и рвутся снаряды((
В центре булгаковского Киева - семья интеллигентов Турбиных - Елена, Алексей и Николка. Автор описывает события в революционном Городе их глазами, поэтому в произведении так много неразберихи - кто кого бьет, откуда слышен звук рвущихся снарядов - это понятно уже с высоты истории (и то не всегда), а уж никак не тем, кто сидит в квартире на улице Алексеевской и вздрагивает от каждого звука.
Странный диссонанс - книга написана легким языком, но читается тяжело. И не только потому, что события тяжелые - приходилось возвращаться назад, чтобы разобраться таки, что же происходит.
Гетьман, Петлюра, большевики...
И вся глубина отчаяния брошенного на произвол судьбы народа:

О, только тот, кто сам был побежден, знает, как выглядит это слово! Оно похоже на вечер в доме, в котором испортилось электрическое освещение. Оно похоже на комнату, в которой по обоям ползет зеленая плесень, полная болезненной жизни. Оно похоже на рахитиков демонов ребят, на протухшее постное масло, на матерную ругань женскими голосами в темноте. Словом, оно похоже на смерть.

Интересно и само построение книги - только ты читаешь о каких-то событиях в доме Турбиных, как тут тебя как будто вытаскивают на улицу, где происходит непонятно что - шум, гам, крики, взрывы...
И очень много ярких статичных картин - описание часов в доме Турбиных, а чего стоит одна только печь!
Не скажу, что мне понравилась книга. Мне скорей понравились отдельные ее части, где можно максимально прочувствовать колорит тех времен и того, ушедшего в историю Киева, и сравнить его с Киевом теперешним, проведя ох как много аналогий...
картинка Amazzzonka