Больше рецензий

Anastasia246

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

21 сентября 2018 г. 23:07

2K

4 "Безумие кроется в нем, он укрывается в безумии; они осмысливают друг друга..."

Странная книга, которая вызывает противоречивые эмоции: от полного восторга (прежде всего словом и созданной атмосферой) до полного презрения (происходящими в ней событиями и образом главного героя, а также неуместной символичностью). Но обо всем по порядку.

Писатель, автор великого романа "Преступление и наказание", Федор Михайлович Достоевский (?!) возвращается в Россию, Петербург, из Германии, Дрездена, где он проживает со своей молоденькой женой. Причина возвращения - скоропостижная трагическая смерть его сына, вернее, пасынка, Павла Исаева. Достоевский останавливается на той же квартире, где проживал последние дни своей короткой жизни Павел...и дальше начинают происходить совсем уж странные в своей абсурдности события, близкие к шизофреническому бреду и полному помешательству главного героя.

"И живет он не в обители безумных, и Петербург не есть город безумия. Безумен он сам. Ни одно слово не несет в себе истины, ни одно - лжи, ничему нельзя верить, ни от чего нельзя отмахнуться. держаться не за что, остается лишь падать..."

Потеряв единственного сына, мужчина предается вовсю каким-то развращенным эротическим фантазиям (в том числе о малолетних девочках), влюбляется в квартирную хозяйку, Анну Сергеевну, склоняет ее к близости (о своей жене, оставшейся там, в Германии, он даже и не вспомнит), по вечерам он надевает оставшийся костюм Павла, ложится в его постель и, видимо, представляет себя им. Как-то он подбирает на улице бездомного, приводит его к себе домой, дает переночевать в своей постели...Одна бедная женщина просит у него немного денег (милостыню), он дает их ей, но вначале просит показать грудь...Об умершем сыне он тоже почти не вспоминает, даже после его смерти продолжает на него сердиться, не интересуется обстоятельствами его гибели, а только ходит в полицию требовать изъятые у сына бумаги...Вот никак не связывается у меня этот прочитанный бред (это мое субъективное мнение) с образом великого русского писателя, авторы вправе, конечно, создавать персонажей по собственному разумению, но зачем же давать им имена людей, которые реально существовали в истории? К чему этот странный символизм? Зачем опошлять реально жившего человека? Да, он был игроком, но вряд ли таким развратником...Как-то я совсем отказываюсь в это верить...

Тон повествования резко меняется, когда в романе появляется новое действующее лицо, революционер Сергей Нечаев, молодой, чересчур восторженный, максималист и идеалист. Со многими его идеями трудно согласиться (абсурдны по своей природе), но вот эта бьющая через край энергия, сила, жажда кипучей деятельности!.. Достоевский получился у Кутзее чересчур меланхоличным, вялым, Нечаев же напротив - ярким, живым (за это многое и прощаешь ему, даже, возможно, смерть Павла, ведь она случилась во многом из-за Нечаева...)

Из плюсов романа - потрясающий язык, замечательная стилизация под 19 век, погружаешься с головой в это плотное полотно текста, насыщенное метафора, звукообразами, тенями и призраками (тому виной раздвоенное осознание главного героя).

"По временам же он говорит себе: всему виной петербургское лето - эти долгие, жаркие, душные, послеполуденные часы, мухи, жужжащие на оконном стекле, наполненные комариным зудением вечера..."

Осень, мистика, пронизывающий ветер, следящие за тобой люди, голоса в твоей голове, что трудно разобрать, где явь, где сон, где вымысел, где прошлое, а где настоящее. Ощущение, что читаешь продолжение "Преступления и наказания", до того атмосферное произведение.

"И хоть он сидит за столом столь покойно, он - человек, увлеченный смерчем. Бумажная лавина, куски прежней жизни отрываются от него и, кружа над ним, с ревом уносятся по восходящей спирали. Его несет высоко над землей..."

4 балла из пяти (минус балл за отвратительный образ великого писателя), но роман стоящий. Захотелось ознакомиться и с другими произведениями Джозефа Кутзее.

Прочитано в рамках игры "Четыре сезона"