Больше рецензий

20 сентября 2018 г. 22:19

1K

2 "Роман эпохи...", или "Как в погоне за красивым слоганом напихать кучу неинтересных рассказов"

Книгу купила после прочтения рецензии на нее, ожидая от "Неизвестности" крутых поворотов, захватывающего повествования, чтобы после каждой главы сидеть с ошалевшими глазами и осмысливать прочитанное (благо, заданные временные рамки в нашей стране весьма располагают к подобной реакции). Как наивна я была.

В основе "сюжета" история одной семьи, зафиксированная в виде дневников, рассказов и иных документов, отражающих определенный промежуток времени; каждая глава освещает жизнь определенного персонажа (в основном, от первого лица). И тут у меня возникает первый вопрос и первая претензия к автору:

1) Кто такие Смирновы? Каким образом вся изложенная информация попала в руки автора?
Я не настаиваю на развернутом предисловии, оно в какой-то степени может исказить в дальнейшем общее восприятие, но простого введения о семье (в двух словах, не более) явно не хватает. Во время чтения пытаешься угадать кто они и строишь различные догадки, которые вдребезги разбиваются о последние главы. И еще интересно насколько автор "обработал" полученный материал (ибо местами мне казалось, что автор решил вообще самоустраниться от какого-либо вмешательства в напечатанное).

Читаем дальше. Первые страницы было откровенно тяжело читать, ибо вся орфография и пунктуация из полученных дневников была бережно сохранена (здесь мои глаз впервые закровоточили). Но это простительно, учитывая дальнейшее развитие жизни главного героя (на мой взгляд, единственное место, где имеет место быть та самая Неизвестность).

Плавно приближаемся к третьей главе (здесь мои глаза закровоточили во второй раз и не останавливались до 4-ой главы). Не понятно, зачем автор включил в повествование этот (да простит меня г-н Слаповский) бред с неконтролируемым гормональным подростковым бунтом, с бранными словами и любовной линией, которые не показывают ни какого-то развития Смирновых, ни какого-то периода перед Неизвестности, ни какой-либо Неизвестности в целом. Да это даже неинтересно читать, чего уж там!

Я, возможно, чего-то не поняла ввиду собственного скудоумия, но после этой главы читать стало категорически скучно (хотя, пару раз в некоторых местах я надеялась, что сейчас Неизвестность реанимируют, но нет). Зачем включать в книгу заведомо скучный, не относящийся к теме материал? Чтобы хватило на "Роман века..."?

В связи с этим второй вопрос:
2) а в чем, собсно, заключается та самая Неизвестность, которую автор имел ввиду? Все главные герои (за исключением первых двух) весьма безынициативно проживают свою жизнь, плывут по течению, безропотно принимая все удары Судьбы, порой не решаясь даже на какие-то минимальные первые шаги (например, признаться в любви объекту симпатии, проще же страдать годами); их жизни скучны, однообразны, подобных историй - тысячи. И ладно бы, если бы в итоге жизнь главного героя круто и непредсказуемо менялась (опять же, как у первых двух персонажей), но в сухом остатке все известно заранее (местами настолько предсказуемо, что невольно ловишь себя на мысли:"Я так и знала, главу можно было не дочитывать..").

3) Слишком. Много. Секса.
Я не ханжа и не против подобного рода вставок, но когда их слишком много (опять же, в самом начале это еще терпимо и местами вполне себе даже) и они не несут НИКАКОГО смысла кроме как очертить весь круг половых партнеров главных героев. Кроме того, если они длятся пару дней и завершаются фразой "...и больше я его/ее никогда не видела/видел" - зачем добавлять это? Кто-то возразит мне:"Но это же поможет полностью очертить картину происходящего и лучше узнать главного героя", на что я возражу: после того, как один из героев открыто признается в своей неверности дополнять моментами, где он у первой встречной берет номер телефона - так себе дополнение (а ля "Спасибо, Кэп")

4) отдельным минусом вынесу нелюбимые мной серые страницы, из-за которых саму книжку неприятно брать в руки (да и в целом оформление, на мой взгляд, подкачало, но это из разряда "К чему бы еще придраться после третьей главы")

В сухом остатке имеем книжку на один раз, особенно не запоминающуюся, не очень интересную: изначально читать было интересно (те самые крутые повороты и ошалевшие глаза, упомянутые выше),но с середины повествование скатилось в полнейшее уныние, больше напоминающее монолог неравнодушного к алкоголю человека в майке и трениках с растянутыми коленками где-то в засаленной прокуренной кухне на окраине нашей необъятной и горячо любимой (под "аккомпанемент" все того же алкоголя) о тяжелой судьбинушке (кстати, почти ни один из потомков не интересовался судьбой своих предков, не выносил из этого какие-либо уроки, и т.д.).

Парадоксально, но Неизвестности в книге я не нашла. Зато у меня осталась Неизвестность по поводу того зачем я вообще прочла эту книгу.