Больше рецензий

sarkinit

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

20 сентября 2018 г. 00:05

1K

4

Романы Фаулза следует читать внимательно, либо вообще не читать. Его писательский дьявол кроется в деталях. Порой какие-то незначительные мелочи или вскользь брошенные слова раскрывают истинную сущность героев. Не стоит об этом забывать, берясь за «Коллекционера».

Если совсем уж утрировать, то данный роман можно классифицировать, как вялотекущий психологический триллер. Заштатный клерк из муниципалитета похищает приглянувшуюся ему студентку художественного училища и держит её в подвале, обходительным отношением пытаясь добиться взаимности. История похищения и плена рассказывается последовательно преступником и жертвой. Различная интерпретация событий и смещение акцентов восприятия придаёт сюжету определённую пикантность, а эмпатическая манера изложения заставляет сердце то разрываться от сострадания, то содрогаться от отвращения.

Герметичное пространство романа создаёт крайне удушливую и липкую атмосферу повествования. Несколько раз во время чтения особенно эмоциональных отрывков дневника главной героини мне натурально становилось дурно и я буквально задыхалась вместе с Мирандой. Меня охватывала такая паника и безысходность, что я уже и не чаяла когда-нибудь увидеть яркое солнце и звездное небо над головой, вдохнуть полные лёгкие чистого воздуха и услышать звуки живой природы. Только духота и мёртвая тишина в четырёх стенах.

Поначалу может показаться, что в основе произведения лежит конфликт мировоззрений: затхлого мещанства и деятельного просвещения. Но постепенно приходит понимание, что девушка такая же заурядная и незрелая личность, как и её похититель. Просто стартовый капитал в виде родительского кошелька открыл перед ней возможности, недоступные Клеггу.

Препарировать внутренний мир психопата оказалось довольно увлекательным занятием. Ничего удивительного, что, как персонаж, Клегг намного интереснее. Его трусость и ущербная логика ближе и понятнее, чем мнимая духовность и патетическое тщеславие Миранды, стремящейся облагодетельствовать окружающих. Хорошее образование привило ей эстетический вкус, но не прибавило ума. Лелеемая чувством собственной исключительности и так гордящаяся своей проницательностью, она не смогла распознать элементарные уловки похитителя и легко купилась на откровенное враньё про сроки заключения, импотенцию и переезд из подвала в комнату.

Злая ирония романа заключается в том, что несчастная девушка, увлекшись изучением одного маньяка, не распознала в своём окружении маньяка иного рода, едва ли не более опасного – Ч.В. Если Клегг похитил её тело, то Ч.В. полностью пленил её разум. Восторженное, почти экзальтированное отношение к Ч.В., словно шоры на глазах у лошади, скрывает от Миранды реальное положение вещей. Весьма показательно, что даже самые неблаговидные поступки наставника трактуются девушкой как проявление творческой натуры и оригинального мышления. Если убрать романтический ореол, то в сухом остатке лишь болезненно самолюбивый и страдающий алкоголизмом неудачник, который, как хитрый паук, заманивает в свои сети наивную молоденькую студентку. В конечном счёте, у них с Клеггом общая цель, разнятся только методы её достижения.

Описываемая в романе ситуация омерзительна и чудовищна по своей сути, её нечем оправдать и нельзя простить. Однако, автор весьма провокационно наделяет похитителя положительными нравственными свойствами характера и всячески подчёркивает глупость и ханжеское поведение жертвы. Очень легко поддаться на эту уловку и инвертировать образы персонажей в романе. И вот уже жертва становится главным злодеем. Руководствуясь извращённой логикой Клегга, можно даже счесть заточение Миранды заслуженным наказанием…
В таком случае, остановите планету, я сойду!