Больше рецензий

manulchik

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

18 сентября 2018 г. 14:56

1K

5 Тяжесть большой любви, грани сумасшествия, Турция и гордость как главная тема музея

Мне, как большому почитателю творчества Памука, было боязно - именно боязно - браться за "Музей невинности". Негативных отзывов хватает, и на это сложно не ориентироваться, даже если держишь в уме всю субъективность. Но оставалось прочитать буквально две-три его работы и откладывать "Музей" не хотелось, особенно после покупки альбомного издания самого музея в Стамбуле с комментариями автора.
И удивительным образом, несмотря на все сомнения и доводы возмущённых читателей с оценкой пониже, я с удовольствием позволила себя утопить в этом романе. Я его читала очень медленно, небольшими порциями. Даже показалось, что именно так и лучше: здесь всё очень насыщенно, а главное - эмоционально. Несмотря на талант Памука (и Аполлинарии Аврутиной, которая работает над переводом на русский) всё это вместе: сюжет, насыщенность событийная и эмоциональная, весь психологизм, да и общий (немаленький, больше 500 страниц!) объем, располагают к очень постепенному освоению. И у меня правда было чувство, что роман я осваиваю.
Не буду лукавить, я пережила целую палитру собственных эмоций, пока читала. На Кемаля я злилась, я ему сочувствовала, я даже реально понимала значительную часть того, что он испытывает. Это одновременно очень человеческая, жизненная, но и абсолютно сумасшедшая история. История, по-моему, в первую очередь не в самом сюжете, в первую очередь не о людях, которые годами не могли быть по-настоящему вместе, а всё же о том, что происходит внутри них самих. После книги "The Naive and Sentimental Novelist", где Памук говорит о том, что происходит с нами, когда мы читаем романы; почему и какой мы вкладываем символизм в произведения и их сюжеты, как меняемся мы сами вместе с тем, что мы читаем, - я стала ловить себя на мысли, что каждая следующая книга для меня изменилась. Я стала иначе читать. Я стала чаще задумываться, какой я читатель - наивный или сентиментальный, или both. "Музей" настолько неоднозначный и многослойный, что и здесь невозможно не задаваться этими вопросами. Но всё же для меня на первый план выходит не только и не столько история большой любви, которую опережало время, сколько психологические портреты этих любящих людей. Благодаря Памуку они такие не_книжные, такие живые, со своими flaws and imperfections, они вызывают у читателя и эмоции: как в жизни.
У "Музея" потрясающая структура и основной сюжетный приём, к концу книги уставшего читателя подбрасывает и даже заставляет улыбнуться.
Для меня огромной ценностью было найти себя в каких-то эмоциях и реакциях, почувствовать, что ты точно не один, даже если твоя сумасшедшинка ну совсем за гранью. Было тепло и уютно от того, что на этих страницах прижились любимые темы Памука - Восток и Запад, адаптация традиций и новая жизнь, движение города и страны во времени и эпохах, ностальгия, а иногда и тоска - по чему-то такому своему, понятному, аутентичному. Родному. И как удивительно, что музей по сюжету романа, реальный музей в Стамбуле, музей как идея - всё и для самого Памука срослось в сохранение чувств, воспоминаний и возможность быть счастливым.

Пусть все знают: я прожил очень счастливую жизнь