Больше рецензий

majj-s

Эксперт

без ложной скромности

18 сентября 2018 г. 13:06

389

5 Не ставьте крест, измените к лучшему

Есть на всякий, есть на случай,
В «Корабле» специалист -
Ваш великий и могучий
Структуральнейший лингвист.
"Попытка к бегству" Стругацкие


Полюбила и затвердила наизусть его стихи много раньше, чем узнала имя. Нет, нормально, потому что прочла их в приложении к роману «Посмотри в глаза чудовищ» Лазарчука-Успенского, той самой книге, где про Гумилева, который спасся во время расстрела, получив в распоряжение весь мир и пару коньков в придачу. «Стихи из черной тетради» по образцу «Стихов из синей тетради» «Доктора Живаго» были помещены после основного текста, и прежде решила, что принадлежат перу (перьям?) соавторов. Через несколько лет взяла в библиотеке сборник современной драматургии «Медведь», не впечатлившись пьесами, вовсе даже нет. Почти одновременно наткнулась на выпуск «ХОРОШО, БЫков», и тоже совсем не прониклась нежными чувствами к ведущему, скорее наоборот. Потом, уже в сетевые времена, одна девочка на Фейсбуке, (сейчас московский депутат), в репортаже с митинга в поддержку Навального писала, что ждали Акунина с Быковым, и вот они приехали, и время сразу как-то уплотнилось, и даже дождь перестал. А потом другая фейсбучная подруга, (отличный писатель) постила репортаж о выступлении Быкова в Ростове, какой в нем бешеный драйв, какая внутренняя энергетика, и он совсем не толстяк, какого ожидаешь увидеть, а такой кот, и что она любит его стихи. «Недурные стихи, – подумала тогда, - Нужно почитать»

Наткнулась на «Army of Lovers», ту, что наизусть с третьего прочтения в романе о Гумилеве. КАК такое может быть? Как совместить образ агитатора горлана главаря с дивным поэтом? С посредственным драматургом. С нелюбимым телеведущим. Все один человек? Стану его читать – решила. И неделю была подписана, пока (мой метод ковровые бомбардировки, мету об интересующем предмете все, до чего могу дотянуться) не прочла лекцию Дмитрия Львовича о Стивене Кинге, который мое все с тринадцати лет, и отсутствие должного пиетета не отвратило от него: «Как смеет в таком тоне!» Н-но говорят он главный ныне живущий специалист по Пастернаку, беру ЖЗЛ, чтобы бросить после первой сотни страниц, хотя обычно не откладываю книг. Причина? Нехорошо говорит, слишком за панибрата., где необходима дистанция «вхожу я в темные храмы». Была еще попытка читать «ЖД», который очень хвалил приятель, это мистика, я не бросаю книг никогда..., если только это не книги Дмитрия Быкова. И долго потом на вопрос, как отношусь ко мнению Быкова по тому, другому, третьему вопросу, отвечаю, что он для меня существует только в ипостаси поэта.

Пока не узнаю о проекте "Дождя" «100 лет - 100 лекций» и нет человеческой возможности удержаться. Читать-слушать, не в силах поверить огромности своего читательского счастья. Что-то случается с этой книгой, какой-то поворот винта довинчивает отношения автор-читатель до щелчка, упрятываю свое эго и независимый взгляд куда подальше, и все время чтения думаю только о том, как невероятно, немыслимо, сказочно повезло встретить такого собеседника. Схема цикла проста, как все гениальное. Один год – одно произведение: роман, повесть, пьеса, рассказ, статья. Текст, в котором барабаны времени слышны наиболее отчетливо. Личная статистика: из девяноста шести имен (некоторые названы не по разу) впервые услышала о существовании восьми, ничего не читала у двадцати девяти авторов, но это не значит, что в остальных случаях знала произведение, которому будет посвящена очередная лекция – из ста книг прочла тридцать девять. Плюс один роман в процессе (угу, «Хулио Хуренито»), итого сорок. Неплохой результат, хотя не блестящий.

Из оставшихся сорока точно никогда не стану читать Шаламова и Бабаевского (по разным причинам); скорее всего так и не сведу знакомства с Солженицыным, Пикулем, Юлианом Семеновым и Леонидом Андреевым. Обязательно прочту Кузмина и Веронику Тушнову,заинтересовал Александр Зиновьев и Александра Шарова захотелось прочесть. И Богомолова, конечно, но о нем и прежде много слышала. А еще "Алмазный мой венец" - теперь не миновать.

О том, что произвело сильное впечатление. Все, и интересно было все, но с "Доктором Живаго", воля ваша, нехорошо выходит. Текст Дмитрий Львович знает отлично и предпосылки создания, но говорит о книге как великий и ужасный структуральнейший лингвист - оперируя какими-то по-советски скудными понятийными блоками с претензией на метауровень: Лариса - это Россия, инцестуально растленная в детстве теми, кто должен был бы о ней заботиться и оберегать, а достается она в результате подлецу и хаму, а ребенок от недолгого союза с тем, кто действительно достоин ее любви, родится мертвым. Да, я понимаю, соблазн метафизических прозрений всегда велик, только ведь так можно за деревьями не увидеть леса. Комаровский не отчим ей, хотя был любовником матери. И он не погибает в конце - процветает там, куда увез Лару (Шанхай?). А вот Танька, эта бессчастная бесталанная Танька, ох, не могу про это, душа плачет. Так вот, это потрясающе красивая история любви, история невстреч, как говорит о "Живаго" Мамардашвили (в другом месте походя и довольно болезненно задетый Быковым). И не будь эта история так хороша, Тина из "Голосов Памано" не назвала бы своего кота Юрием Андреевичем, а самая красивая взбалмошная героиня El Tiempo de las Mujeres не представлялась бы себе Ларисой. Мир любит "Живаго" не за кластеры информации, а за то, что это гениальная книга. А господину Быкову, прежде, чем озвучить какую-то мысль, имеет смысл подумать о том, как слово ваше отзовется в среде читающей молодежи. Загляните в либовские отзывы, роман теперь не пинает только безногий,не в последнюю очередь потому что неверно поняли сказанное вами, как дозволение бить.

И с точностью до наоборот впечатление от лекции о "Мастере и Маргарите" - очень интересно, большинство параллелей приходили мне, но как-то смутно, нечетко. не до конца оформлено, у Быкова предельная концентрация и то, что никак не могла ухватить, оказывается на поверхности. И про Фриду, да, я в точности так же думала. и про тайный сыск, ну чудо же, как хорошо. Хотя финальный вывод все-таки чересчур мрачен, впрочем, идея провала проекта "Человек" у Быкова ключевая и подается в разных вариантах десятки раз, народно любимый роман лишь еще один повод напомнить. С 1987 года, с Детей Арбата" и до конца - полное совершенное совпадение: "Развивая Платона" тоже мое любимое у Бродского; "Сердца четырех" Сорокина дословно, "Синий фонарь" Пелевина - трижды да и любимый рассказ "Онтология детства", а любимые повести "Затворник и Шестипалый" и, ура! (потому что это первый, встреченный мной, кроме меня самой, человек, любящий "Жизнь насекомых"),

Только одно вызывает мое горестное недоумение. Почему ни слова не сказано о гениальной вещи постсоветсткого периода русской литературы, об "Опоздавших к лету" Лазарчука? Как можно было обойти молчанием такую мощную, яркую, оригинальную, новаторскую по структуре, безупречную по исполнению вещь. До подобного ведь и в мировой литературе никто по сей день не дотянулся. Знают все, кто есть кто-то и давно растащили на цитаты,предельно упростив (не в буквальном смысле: приемы, структуру, сюжетные ходы), а широкие читательские массы ничего не знают о подлинно гениальном произведении русской литературы новейшего времени. почему вы молчите, Дмитрий Львович? Политические разногласия? Так ведь: Платон мне друг, но...

Огромное читательское спасибо за титанический труд. Таки да, Быков гений. Не лесть, констатация, отвечает двум критериям: избыточен и изменяет мир. Открою большую тайну: проект "Человек" не провалился, мы в процессе трансформации, имаго. Вместо слабых мира этого и сильных лишь согласное гуденье насекомых.

Ветка комментариев


Ох, я же Аверченко собиралась почитать, хорошо, что вы заглянули, сейчас прямо и начну.