Больше рецензий

16 сентября 2018 г. 15:58

1K

5

Я не знаю, почему сразу поверила в эту книгу и с первого взгляда на обложку решила, что мы с ней поладим, даже имя автора соотнесла с «Жизнью Пи» только где-то на середине чтения, настолько давно про него не было слышно ничего хорошего после триумфального шествия «Жизни» по миру. Может, из-за этой странной ни на чем не основанной уверенности или из-за отсутствий каких-либо конкретных ожиданий от нее – но «Горы» очень понравились, по-настоящему моя книга.

Это на самом деле очень смешно, потому что приличный кусок повествования отводится религиозной тематике, к которой я более чем равнодушна, и, кстати, это одна из причин, по которой книгу советовать не буду никому и никогда. Во-первых, конечно, эта тема сама по себе сферическая в вакууме – кому-то интересна, кому-то претит. Во-вторых, и это, наверное, еще важнее, разрез, в котором она здесь показана: сравнительный анализ жизни и поступков Иисуса и аналогии их в романах Агаты Кристи уже могут кому-то показаться оскорбительными, а уж распятие в маленькой церквушке в городе в Высоких Горах Португалии и вовсе стать последней каплей, после которой книга полетит в огонь. Сюда же до кучи подробные описания устройства автомобиля, первых попыток водить машину и дорожные приключения одного из героев и подробнейшее описание вскрытия тела патологоанатомом. Плюс Мартелу не слишком удалось сохранение интриги: крайне не сложно догадаться, кто же там будет ждать на распятии, чей труп выловлен из реки и что из происходящего только снится патологоанатому, в чей дом вселяется герой. Другой вопрос, что это не портит общую картину, и вообще не факт, что Мартел планировал хоть что-то из этого скрывать – это все же не детектив, и не «Жизнь Пи». Но в целом роман слишком специфичен, чтобы кому-то навязывать чтение такой истории, тут уж или она сама попадет в нужные руки, или пусть ругают какого-то другого горе-советчика.

Но сам роман, конечно, совсем не про то, я даже не уверена, что попытки пережить смерть любимого человека здесь основная тема – действительно пытается жить дальше только Питер, остальные же замерли в этом состоянии потери и живут именно им. Я бы с удовольствием почитала разбор этого романа каким-нибудь знающим литератором, ужасно интересно, что же это такое было при вскрытии Рафаэла, и почему центральная фигура романа именно обезьяна – ну явно же не дьявола и низменную природу человека она здесь обозначает, как предполагает гугл. Если предположить, что обезьяна – это умиротворение и способность забыть о плохом (как и Одо быстро забывает о драках с собаками, «живет сегодняшним днем», как говорит Питер), а ее поиск – путь к переживанию смерти близкого, где в финале герой находит обезьяну, т.е. упокоение. На первый взгляд все кажется логичным – Томаш ищет способ пережить смерть родных, и его обезьяна маячит где-то в конце этого пути; Эузебью совсем того не хочет, и его обезьяна так и не появляется; Питер уже ее нашел, как нашел мир. Вопрос остается с Марией Каштру. Мне в целом не слишком понятно все произошедшее с момента ее появления на страницах романа, а ее обезьяна окончательно путает все карты – она у нее с собой с самого начала, но при этом вовсе не похоже, что она пережила потерю любимых…

В общем, это совсем не «Жизнь Пи», где вопрос после прочтения оставался один, да и то четко озвученный автором, «Горы» - это что-то совсем новое и ни на что не похожее, и думать над ними я буду еще очень долго. Надеюсь, это не последняя книга у Мартела.

Вокруг света, Тур 10, страна №2 - Португалия
Книжная полка, Тур 44, круг 3

Понятно
Мы используем куки-файлы, чтобы вы могли быстрее и удобнее пользоваться сайтом. Подробнее