Больше рецензий

15 сентября 2018 г. 13:17

433

3

Истории, в которых в которых удивительным образом переплетаются судьбы незнакомых людей, всегда казались мне особенно интересными: они заставляют забыть о рамках, условностях, стереотипах и напоминают о том, что несмотря на все различия между людьми, несмотря на то, что мы живем в разных уголках земного шара и у каждого свой уникальный жизненный путь, общего между нами гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд. Но в этой книге мне не хватило какой-то искренности.

Японская школьница Наоко переживает настоящую личную трагедию, но о всех ужасных невзгодах, которые навалились на ее плечи - травля в школе, депрессия отца - она рассказывает так легко и непринужденно, словно обсуждает с подружкой поход в магазин. Да, она еще ребенок, она еще не сформировалась как личность, и она пока не может в полной мере осознать, что именно она чувствует, и тем более достоверно изложить все это на бумаге, но, тем не менее, иногда возникает ощущение, что она описывает не свою жизнь, а фанфик, прочитанный в интернете. Она постоянно в подвешенном состоянии, на грани нервного срыва, но в ее словах не чувствуется надрыва. Я не говорю о том, что она должна была во всех красках разглагольствовать о своих страданиях, и все же. Чего-то не хватает.

Но отдельные моменты были очень сильные: сцена, в которой мать предлагает Наоко свою помощь, но она опасается, что от этого её положение только ухудшится, и ей кажется, будто внутри умирает огромная холодная рыба (это самая рыба возникает на страницах книги неоднократно); жестокий глаз Рэйко, главной мучительницы девочки; силуэт вороны, состоящий из букв, являющий собой одновременно провал во времени, пространстве и невозможность найти нужное слово.

Идея о совести, встроенной в компьютерную программу, вроде бы хороша, но на деле она звучит довольно наивно и по-детски, как и последующее изобретение отца Нао, уже воплощённое в жизнь. Или вот еще: "Убивать людей не должно быть увлекательно или забавно". Ну не может взрослый мужчина так говорить, тем более что убийство - это то, чего вообще не должно быть в идеальном мире.

История Рут показалась не раскрытой до конца, а ведь писательский кризис - это довольно любопытная тема, и тут можно было развернуться. В отношениях между Рут и Оливером временами чувствовалась натянутость, и даже в конце книги после их объяснений друг с другом нет уверенности, что они поняли друг друга до конца.

В книге много рассуждений о времени, но но по большей части они представляют собой переливание из пустого в порожнее и сводятся к довольно банальным и вторичным истинам. Тема дзэн-буддизма тоже затронута очень поверхностно.

Я не могу сказать, что пожалела о прочтении этой книги. Сама история в целом получилась хорошая, но она могла бы быть лучше.
Еще из книги можно узнать кое-что о массовой японской культуре, пусть в качестве экспресс-ознакомления, но все-таки.