Больше рецензий

boservas

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

14 сентября 2018 г. 23:58

1K

4.5 Думают ли овцы о счастье?

Гениальная, емкая и остроумная вещь, как впрочем, все у Антона Павловича.
По сути, в рассказе нет действия. Есть только ночной разговор пастухов, начавшийся с поминания смерти некого Ефима Жмени, водившегося с нечистой силой и промышлявшего поиском кладов, а заканчивающийся размышлениями главных героев о счастье и прикидками, что с ним делать и как с ним быть.
Википедия определяет счастье как состояние наибольшей внутренней удовлетворенности, возможности самореализации.
Чехов близок в своей трактовке термина. Счастье, оно же - клад, как ничто другое дает возможность самореализации. Ведь, для нее нужна свобода, а настоящую свободу могут обеспечить только солидные средства. Вот через такой подход и выявляется тождественность клада и счастья.
А, уж когда заведется клад, тогда... тогда... "Только бы найти, а то… показал бы я всем кузькину мать… Гм!.. Знаю, что делать…"
Просто удивительно, как Антон Павлович прочувствовал и предсказал фенотип Никиты Сергеевича, который тоже мечтал о счастье-кладе в виде коммунизма, грозился матерью Кузьмы, и, безусловно, знал, что делать.
И ярлык у него был ("Капитал" назывался), в котором указывалось, где счастье зарыто, и талисманы были... только Есть счастье, да нет ума искать его.
И нельзя умолчать о гениальной концовке рассказа, когда, ошеломленные представлением фантастичности счастья, Санька и Старик погружаются в титаническую задумчивость, одно последнее предложение проявляется глобальной квинтэссенцией всего предыдущего текста: Овцы тоже думали…

Комментарии


Спасибо за рецензию) уже много лет хочу прочитать этот рассказ, но в сборниках он мне не попадался.


Чего проще, прямо на страничке - под обложкой - ссылка "Читать онлайн", проходите и к Вашим услугам - полный текст.


Будучи совершенно самостоятельным произведением, «Счастье» послужило своеобразной пробой пера для работы над повестью «Степь». Если «Степь» Чехов называл «степной энциклопедией», то «Счастье» - «степным субботником» и «quasi симфонией».

Наши классики Толстой, Достоевский и Чехов, пожалуй, единодушны во мнении, что человек только сам должен отыскать своё счастье. Но формулировки Чехова, как всегда, самые краткие, но при этом не менее ёмкие по сути.

«Человек обязан быть счастлив. Если он несчастлив, то он виноват. И обязан до тех пор похлопотать над собой, пока не устранит этого неудобства или недоразумения» (Л.Н.Толстой).

«Каждая минута, каждое мгновение жизни должны быть блаженством человеку... должны, непременно должны! Это обязанность самого человека так устроить; это его закон - скрытый, но существующий непременно...» (Ф.М.Достоевский).

«Если вы не бываете счастливы, то сами виноваты» (А.П.Чехов «Счастливчик»).

«Быть человеком – в этом … счастье» (А.П.Чехов «Загадочная натура»).

«Есть счастье, да нет ума искать его» (А.П.Чехов «Счастье»).


Спасибо за такой развернутый комментарий и за цитаты наших "великих".
Суть их в том, что, по их мнению, человек, в первую очередь, творец, а не потребитель.
В рассказе же рассматривается случай халявного "блюдечка с золотой каемочкой", ну, и иллюзорность такого примитивного понимания счастья...


Да, всё зависит от угла зрения. Согласна, что суть этих высказываний заключается в необходимости творческой работы человека над собой. Будучи вырванными из контекста рассказов, чеховские цитаты выглядят вполне себе серьёзно. Но если же рассматривать их в тесной связи с их источниками, то они, пожалуй, не лишены и доли иронии. У Чехова много цитат о счастье, но именно эти я выбрала не совсем случайно. Первая отсылает нас к цитате Толстого, с догматичностью проповеди которого Антон Павлович не хотел соглашаться. Не отрицая истинности слов Льва Николаевича, Чехов показал в «Счастливчике» относительность любого категоричного мнения и непредсказуемость подлинной жизни. Вторая же цитата (из «Загадочной натуры»), произнесённая «страдалицей во вкусе Достоевского», вполне могла быть и навеяна Достоевским. Например, она напоминает известные слова писателя из письма брату: «Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь её разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». Ну, и третья (из «Счастья»), как мне кажется, содержит в себе разные слои понимания.


Полностью с Вами согласен. Чехова Вы чувствуете очень тонко и верно, как мне кажется.
И, пожалуй, он в большей степени, чем другие, обращает внимание на еще одну градацию. Счастье невозможно без обратной связи, сколько не работай, не расти над собой, но если нет признания, (не обязательно общественного, иногда достаточно - близких людей), то и счастья не будет...


Ну, здесь, видимо, имеет значение вектор направленности творческой энергии и следует учитывать разницу между творчеством вне себя и творчеством в себе самом. Если говорить о реализации человека в творческой профессии (как способе соединения с внешним миром), то это, пожалуй, так и есть, то есть обратная связь для счастья очень важна. Но если иметь в виду творчество внутри себя (работу над собственной личностью, познание себя и постижение искусства Жить), то в этом случае чьё-то мнение, наверное, далеко не столь существенно.

«Кто испытал наслаждение творчества, для того все другие наслаждения уже не существуют» (А.П.Чехов). Творчество для Чехова неотрывно от свободы, а тайна творчества есть тайна свободы: «Главный элемент творчества – чувство личной свободы» (А.П.Чехов). Ведь творчество обязательно предполагает личное начало свободного и мыслящего человека-творца. Свобода же, в свою очередь, является необходимым условием для счастья.