Больше рецензий

majj-s

Эксперт

без ложной скромности

14 сентября 2018 г. 10:49

1K

5 Одиночество в се...мье

У него под шляпой пусто, как говорили в те времена, и он ненавидит альбиносов: от них его передергивает. Он ненавидит их розовые кроличьи глаза. Его дядя однажды видел альбиноску, обгоревшую на солнце, - сплошные волдыри, и все жилки на коже проступают. Ее тошнило, просто выворачивало, и мерзкие белые волосы падали на лицо, а цветные очки валялись на траве.
"Картезианская соната" Уильям Гэсс

С этой книгой подтвердились две расхожие истины: 1. женщина любит ушами; 2. ничто так не способствует освоению языка, как состояние легкой влюбленности в его носителя. Потому что «Dygot» - звездный дебют Якуба Малецкого, пришел в формате аудиокниги, начитанной тем же Анджеем Ференцем, который познакомил с работой нынешнего года «Rdza». За июньскую неделю бесконечного переслушивания романа на незнакомом языке, не только поднаторела в понимании, но и успела влюбиться в голос. Потому, Анджея Ференца в начатой книге опознала мгновенно и, с радостным удивлением, убедилась, что почти все понимаю. Не верьте Жюлю Верну, Паганель которого изучает испанский по книгам и единственный камень преткновения, когда судно приплывает в Южную Америку - попытка говорить с местными по-испански в то время, как в Бразилии (куда их занесло из-за манипуляций с компасом) португеш. На самом деле, изучение языка включает четыре обязательных составляющих: говорить, понимать сказанное, читать, писать и на каждый навык свой комплекс упражнений. Все языки, которые изучала самостоятельно – это приоритет чтения при больших сложностях в понимании с голоса. Все, кроме польского.

И будет о себе, любимой, теперь о книге, она того стоит. Не питая любви к семейным сагам как жанру с большой склонностью впадать в неумеренный пафос, слезливую сентиментальность и придание личности любого Акакия Акакиевича наполеоновских масштабов исключительно в силу принадлежности его к описанному роду, романы Малецкого люблю. В сути это антисемейный роман, его противоположность, мастерская мимикрия под народно-любимую форму. Здесь космическое одиночество, отдельность героев, в которой ни путы, набрасываемые страстью; ни взаимная привязанность между родителями и детьми, не гарантируют подлинной близости. Каждый персонаж отдельно, всякий сам проходит свой путь, лишь изредка и ненадолго получая возможность передышки в любящих объятиях.

Это лишь отражение объективной реальности, которая состоит в том, что институт семьи в ее традиционных формах уходит со сменой астрологических эпох, что не может не восприниматься болезненно. Две тысячи лет Эпохи Рыб с тяготением к домострою, к «жить надо так, как от веку заповедано»; с необходимостью держаться вместе, потому что в одиночку не выжить; со «свой своему поневоле брат»; внизу мы вместе потому что суп на четверых мало отличается в цене от супа на одного и на отопление меньше уходит, наверху – потому что прочие Гвельфы могут быть отъявленными мерзавцами, но они хотя бы не Гиббелины, которые при первом удобном случае вздернут тебя на садовой ограде. Теперь, на стыке эпох, когда каждый убедился, что жить самому по себе много проще, удобнее, комфортнее, а заработать на это как-нибудь, да удастся, если ты не безрукий и не безголовый, семья не держит мертвой хваткой и многие вещи, которые творились под сурдинку, становятся легитимными.

Старое отмирает, новое, которое придет на смену, пока неясно даже в очертаниях, а
есть еще родовая память, притяжение корней впечатанные в подкорку глубже и мощнее, чем осознание себя членом семьи как ячейки. Род – это темное, глухое, мощное, что живо в каждом и нас и к чему двадцать веков Рыб имеют такое же отношение, как кремовый слой к торту. А крепкое слово проклятия, что летит вслед из уст благодетельницы, брошенной тобой на военной дороге, обретает силу привести в твой дом чудовище. Или святого? Не суть важно – кого-то, кто прервет род, поставит на нем роковую мету. И все вместе: род, семья, стремление к отдельности; древнее, старое, новое – все это дает ощущение вибрирующего неспокойного мира. Дыготать – значит дрожать..

Несмотря на внешнюю жанровую простоту, на форму - идеальные под восприятие сетевого человека компактные главы, книга глубокая и сложная. Недаром в Польше в год выхода она стала главным литературным событием, мгновенно прославив Якуба Малецкого. Но "Ржавчина" лучше, она нашла силы почти совершенно выпростаться из пут семейной саги, в этом смысле "Dygot" с его заклятьями, предсказаниями и проклятьями все-таки несет значительный отпечаток того, что русскому читателю знакомо по книжкам Дины Рубиной. Якуб Малецкий интересный автор, он молод и он на взлете. Будем ждать еще книг.

Огромное спасибо russischergeist ,который подарил мне отличного автора, любимого чтеца и весь польский язык. Женечка, ты не представляешь, как я благодарна и как высоко ценю тебя.

Комментарии


За июньскую неделю бесконечного переслушивания романа на незнакомом языке, не только поднаторела в понимании, но и успела влюбиться в голос.

Так что продолжаем знакомиться с польским языком далее! А читает же он классно, профессионально! А у него в послужном списке много аудиокниг: те же Станислав Лем, Болеслав Прус, Ярослав Гжендович, та же Ле Гуин (которую у нас почему-то не начитывают), цикл Индридассона об исландском детективе Эрленде и даже уже Донато Карризи "Девушка в тумане" :)

Кстати, если тебе интересно, интервью с Ференцем на польском радио 1


Спасибо за интервью Жень. На Лема я бы замахнулась с поддержкой его голоса

06:50

посмотрел - он начитал только Голем XIV


Я, кстати, хочу, чтобы ты познакомилась еще с тем, как читает Кшиштоф Гоштыла, тоже классно. Он даже из нашего цикла Метро 2033 книги начитывает. Но мне особо нравятся в его исполнении детективы Ремигиуша Мруза :)


А ты Метро читал? Наверняка да. Я то нет. Я бы попробовала почитать в параллель с озвучкой этого артиста.


Ты что! Не читал я ничего из метро, даже изначальную книгу Глуховского.


Жму вашу руку, товарищ. Вот и я у него один только этого года "Текст" прочла и совершенно не впечатлилась. Но если у Метро такая культовая слава, может имеет смысл? Без тебя не возьмусь, но если ты решишь, маякни - подтянусь.


по крайней мере книги цикла активно переводят на польский и немецкий - точно! сам удивляюсь


Здесь космическое одиночество, отдельность героев, в которой ни путы, набрасываемые страстью; ни взаимная привязанность между родителями и детьми, не гарантируют подлинной близости. Каждый персонаж отдельно, всякий сам проходит свой путь, лишь изредка и ненадолго получая возможность передышки в любящих объятиях.

Красиво сказано! И я согласен с мыслью :)


И мне еще безумно понравилось, как он закольцевал действие, помнишь, финальная сцена в точности копирует начальную. Майя точно так же лежит посреди поля в луже и смотрит на серое небо. как Ирэна.


да, цикличность жизни. Неважно, что вокруг, меняются поколения, прогресс, государства, но люди остаются такими и с такими же чувствами и мыслями. Потому мы и имеем те же проблемы, те же поступки


Угу, а ты сумел впереться в тонкости аферы Себастьяна? Я не вполне, у меня мозги не заточены под авантюризм. Поняла, что он подставил начальника, отправив подтверждение транзакции с его компа и поняла, почему пол-лимона злотых (кстати, не такая уж и хилая сумма, около 9 000 000 р) - потому что на сумму, превышающую 500 000 нужна персональная подпись замначальника филиала. И поняла, как обналичивали. Но подготовительные ходы так и не ухватила.


не факт, что все ухватить в принципе возможно :))


Но "Ржавчина" лучше, она нашла силы почти совершенно выпростаться из пут семейной саги, в этом смысле "Digot" с его заклятьями, предсказаниями и проклятьями все-таки несет значительный отпечаток того, что русскому читателю знакомо по книжкам Дины Рубиной.

Кстати, классная параллельно с Рубиной, особо с ее подходу к Канарейке, что-то есть схожее. Точно!


О да. Дина Ильинична наше все. Что не помешало нашей команде в полном составе, читая Канарейку скрежетать зубами: глухонемая-полиглот-гениальный фотограф и спецназовец-двойной агент-гениальный певец. Яду мне.


я только первый том прослушал, так что это все еще у меня впереди :))


Ах, что я наделала, раскрыла все тайны))


нормуль, я прочитал твое предложение "поверхностно" :)) то бишь невдумчиво


Страшно представить, что случилось бы, если бы вдумчиво))
Но теперь я могу спать спокойно.)


сто процентов! ))


Это ж который у тебя język?
За душу не боишься?)))


О, боги мои, яду мне!


Так и запишем, язычница захотела выпить!))


))