Больше рецензий

12 сентября 2018 г. 22:32

806

4 Искусство - страшная сила.

Отличное начало у прочитанной книги. Увлекательное развитие. Финал не отличается особой оригинальностью, но другой тут был бы неуместен, учитывая характер главного героя и его развитие. Читалось легко. Настроение формировалось в меру грустное, в меру веселое. Состоялось увлекательное погружение в мир современного искусства, где инсталляции настолько причудливы, что посетителям трудно подобрать слова, чтобы выразить свои впечатления. Где посещение галереи - мероприятие рискованное. Где размывается грань между самовыражением и саморекламой.

Замкнутый мир, не доступный для понимания многих. Не пускает он в себя грузчиков, оставляя их сетовать на то, что работы современных художников не помещаются в грузовик. Остаются за бортов садовники, не оценившие попытки создать осеннее настроение в июне, путем засыпания парка ворохом желтых листьев. Даже декораторы, подготавливающие галерею к выставке, не успевают восхищаться талантом выставляемых мастеров, тратя все свое время на сбор шедевров. Вот типичный пример:

Вспоминается вечер, когда за два часа до открытия мы получили из Австралии некое произведение искусства. В деревянном ящике — пятнадцать бутылок, в разной степени заполненных водой. Называется «Акула». И ни фотографии, ни описания, а сам художник в это время в Сан-Паулу на Биеннале. Посетители уже скребутся под дверью. Жак нечеловеческим усилием воли ухищряется влезть в шкуру автора. Щелк — и составленные в определенном порядке бутылки складываются в акулу, контуры которой обозначены уровнем воды в них: вид сбоку, спинной плавник, челюсти, хвост — все на месте. Мы успели в самый последний момент.

После таких трудов праведных поневоле захочешь резко сменить обстановку. Пойти туда, где бархатная пыль, молчаливое прикосновение к слоновой кости, тихий стук сталкивающихся шаров. В место, с которым спаяно воедино все надежды на будущее Антуана. И воплотилась бы без труда мечты о счастливом безмятежном будущем, если бы не контакты пятой степени с одной из скульптур в галерее. В этом месте я расстроилась, потому что уже успела привязаться к этому веселому парню. Какая-то странная картина, которую никто не понимает и которая выбивается из всего творчества художника, порушила его сорокалетние планы на будущее.

Теперь прежние знакомые при встрече смущенно отводят взгляд или спешат сбежать. Антуан не понимает как дать знать пожилым родителям не самого крепкого здоровья, что стал калекой в тридцать лет. Его письма к ним остаются не законченными. К какому бы стилю он не прибегал - сюрреализму ли, экспрессионизму , импрессионизму или даже гиперреализму. Он научился наступать на горло собственной гордости. Освоил терпение и неспешность. Картина отобрала у него слишком многое и он вправе узнать, что с ней не так. Почему решили украсть полотно, не имеющее баснословной цены. Из-за чего ему пришлось узнать на собственной шкуре, что может чувствовать портрет Пикассо.

Контраст и схожесть двух миров, в которых обитал Антуан, пришлись мне по сердцу. Как и то, что в книге искусства больше чем расследования. Автор предлагает самим определиться с отношением к современному искусству, набрасывая варианты. Он то насмехается над абсурдными способами самовыражения, то задумчиво намекает, что есть в них что-то! Редко, случайно, но есть. Сила, энергия, движение. Что-то, находящее отклик в душе вопреки всему. Даже у тех, кто не имеет к искусству никакого отношения. Вроде меня. Я про группы, возникавшие в шестидесятых, первый раз узнала из книги Бенаквисты. Не скажу, что стала теплее относиться ко всяким инсталляциям, но избавилась от желания отметать эту тему при первом намеке на нее.

Есть что-то в Трех квадратах от Кода да Винчи. Местами вспоминается Фёдор Михайлович. А когда Антуан мучается вопросом: "Месть или покой?" или сидит перед мольбертом, так и вовсе Шекспир мерещится. Мне крайне редко попадаются книги о художниках, но это определенно, одна из лучших. За что и попадает в категорию "Вернуться и перечитать".

Книга прочитана в рамках игры Открытая книга.
За совет благодарность helen_woodruff

Комментарии


у тебя прям стабильные оценки пошли, хорошо)


да, хорошо, когда чтение - в удовольствие)


плюсууую)))


Пятнадцать бутылок с водой оно акула.
Как я люблю современное искусство.
Странно, что творец не проконтролировал размещение шедевра. Обычно художники вопят насчет того, что их творение не там поставили или неправильно осветили, а тут такое равнодушие. ))


А мог он сам забыть, в каком порядке размещать бутылки? Или увлечься созданием нового шедевра?)


Ну, если там бутылки не совсем с водой были, а худошник в интересном состояии пребывал... Знаешь — мог. ))


склоняюсь к версии, что изначально там совсем не вода была, это он потом их в ряд построил и наполнял в произвольном порядке под воздействием вдохновения)


Надеюсь, водой наполнял, а не жидкостями физиологическими. Бывали преценденты. )
Конструктор Собери себе акулу. Икея отдыхает со своими тумбочками.


Науке это не известно) по всякому мог самовыразиться, ты права)
Икею я вспоминала несколько раз, пока читала))


Подозрительные они, художники эти.
Тоже думаю почитать взять. Животные не страдали?


Животные вроде не страдали, только люди. Я их вообще в книге не помню. Разве что овчарка мелькнула у старушки, но она выглядела вполне довольной жизнью.
Здорово, что ты думаешь взять) мне очень интересно твое мнение.


Ваше мнение очень важно для нас? ))
Начинала у него "Маливиту", но там же ж собака. С самого начала её очень жалко было, а потом все стало еще хуже. Бросила читать, но автор понравился. )
Ладно, берем. Очень люблю современное искусство. ))


и важно тоже)
про собачку я как минимум смотрела, но уже смутно помню, только актерский состав.


))
Де Ниро, Пфайфер... Собачка. (


Да)) акула впечатлила. И рецензия, которая потихоньку протащила книгу в виш))) Какое коварство!


О! Там столько замечательных моментов. И помимо акулы. Думаю тебе понравится. Объем весьма скромный. Начитка приличная) И посыл мне нравится - такой гуманно-оптимистичный))


Как раз в дополнительные))
Финал печальный?


Финал прекрасен - светел и жизнеутверждающ)
ближе к финалу встречается и такое безобразие

Рядом с книгой отзывов лежат ручки, фломастеры и жирный маркер. И я сказал себе: «Давай, Антуан, такое бывает только раз в жизни».
Зубами я снимаю колпачок с маркера и нацеливаю его в левый верхний угол картины. Раздавшийся за моей спиной душераздирающий крик только подзадорил меня.
— Молчите! Не собираюсь я губить вашу картину, я только добавлю кое-что.
Синий фон, зеленые круги, перечеркнутые прямыми штрихами, геометрические фигуры одна на другой, треугольники в ромбах, кресты в овалах всех цветов радуги.
К трапеции я пририсовываю три черные ромашки. Вокруг полумесяца рассыпаю горстку пятиконечных звездочек. Моя левая рука просто великолепна. Она дописывает Кандинского. Стоило лишь поверить в нее. Добравшись до круга, я не удержался и, вспомнив детство, нарисовал ему рот и глаза со зрачками и радужной оболочкой.
Бросив маркер на пол, я оборачиваюсь:
— Ну вот, разве так не лучше?

Жаль картину не определишь)))уж очень он геометричен .
Я иногда от него впадаю в нирвану) "Негнущееся и согнутое"
картинка SantelliBungeys


кто то в шезлонге у моря слушает скрипку)


Думаешь у моря? Мне видится забор дачного участка))


да вон же, в нижнем правом углу морской конек


И стаканчик с соломинкой и кусочком лайма)))


я и осьминожку вижу на фоне синей волны. и луну. даже две) последствия коктейля)


Вот бы там рядышком где-нибудь маляры ведерко с краской забыли и здоровущий валик. Совсем финал бы заиграл новыми красками. )