Больше рецензий
11 сентября 2018 г. 13:28
421
4 Из хорошего — только слёзный пёс
РецензияВ тот день, когда мы поймём, что уже ничего доброго или полезного не сумеем дать миру, вот было бы хорошо, чтоб нам хватило отваги просто уйти из жизни...
Я попросила принести мне что-то о реальности, настоящем, существующем, а мне дали еще одну антиутопию, но теперь уже более качественную, книгу-выверни-нутро, созданную Нобелевским лауреатом. Если вы смотрели фильм — вам будет интересна подача. История написана практически единым предложением — точнее, длинными предложениями, без знаков диалога, прямой речи и цитат. А также без название, имен и точных данных. Из-за этого кажется, что действия разворачиваются стремительно.
А здесь есть, чему разворачиваться...
Если вы не смотрели фильм, то...
Жителей безымянной страны постепенно охватывает эпидемия слепоты — первых заболевших отправляют на карантин, в бывшую психушку, где там им надо как-то прожить, самоорганизуясь. Жозе Сарамаго не скупится на реалистичные описания быта и всех тех мерзостей, которые только могли произойти в замкнутом пространстве со слепцами, голодными, уставшими и вонючими. И со страной, где больше не оказалось зрячих.
Кроме жены доктора.
В героях (докторе, его жене, первом слепце, косоглазом мальчике, девушке в черной повязке и одноглазом старике) есть что-то исконно традиционно русское — мне казалось, что они от Толстого или от Достоевского или даже от Улицкой. Столько стойкости и внутреннего света, столько надежды и трагедии могло быть только в нашей литературе (казалось). Ан нет.
Физиологические потребности и постоянные позывы организма, похоть, голод, трупы — все это делает книгу антиуютной, антидоброй, но зато, как водится, мегаморальной и заставляющей подумать: я не слепа, мой город, моя страна не слепы, так какого черта мы делаем? Тут, кстати, обоняние играет не последнюю роль — кажется, что страницы покрыты грязью и нечистотами. Это ода искусности создания образов.
Посыл прост — если с людьми что-то случается в национальном масштабе, становится пофиг и на вклады в банках (сейф просто не откроется), и на дорогие лимузины (в них потом комфортно ночевать бездомным слепцам), и на внешний вид (помыться бы под дождем). Автор кричит, герои кричат, слезный пес кричит: «Смысл жизни совсем не в этом, понятно?»
Слезный пес вообще крутая деталь, но до конца я все думала: неужели его убьют (съедят, он умрет от голода)?
Кстати, очень, очень было интересно, как автор закончит повествование. Закончит ли? Хватит сил распутать сюжет? Как можно логично все завершить?
У него получилось.
Еще немного мистики — сцена в церкви завораживает хотя бы потому, что ты не ожидаешь, после всех натуралистических описаний, прочесть и испытать что-то вроде... сожаления? Раскаяния? Желания пошире открыть глаза?
Сложные ощущения. Я не люблю «Повелителя мух», а «Слепота» - это она же, только про взрослых.
Но книга не может не повлиять. Как не ощутить этот ужас? Закрой глаза и пойми, что нет ни одного человека, кто помог бы тебе. Ощути эту молочную пелену перед глазами, жуткий, смрад, запах гниения повсюду, эгоизм и урчащий голод.
Автор говорит, мы слепы, даже когда видим.
И возразить ему нечего.
Но хуже всего, когда им говорили: «Потерпите, потерпите». Нет слов более невыносимых для слуха.