Больше рецензий

11 сентября 2018 г. 13:28

421

4 Из хорошего — только слёзный пёс

В тот день, когда мы поймём, что уже ничего доброго или полезного не сумеем дать миру, вот было бы хорошо, чтоб нам хватило отваги просто уйти из жизни...

Я попросила принести мне что-то о реальности, настоящем, существующем, а мне дали еще одну антиутопию, но теперь уже более качественную, книгу-выверни-нутро, созданную Нобелевским лауреатом. Если вы смотрели фильм — вам будет интересна подача. История написана практически единым предложением — точнее, длинными предложениями, без знаков диалога, прямой речи и цитат. А также без название, имен и точных данных. Из-за этого кажется, что действия разворачиваются стремительно.
А здесь есть, чему разворачиваться...
Если вы не смотрели фильм, то...

Жителей безымянной страны постепенно охватывает эпидемия слепоты — первых заболевших отправляют на карантин, в бывшую психушку, где там им надо как-то прожить, самоорганизуясь. Жозе Сарамаго не скупится на реалистичные описания быта и всех тех мерзостей, которые только могли произойти в замкнутом пространстве со слепцами, голодными, уставшими и вонючими. И со страной, где больше не оказалось зрячих.
Кроме жены доктора.

В героях (докторе, его жене, первом слепце, косоглазом мальчике, девушке в черной повязке и одноглазом старике) есть что-то исконно традиционно русское — мне казалось, что они от Толстого или от Достоевского или даже от Улицкой. Столько стойкости и внутреннего света, столько надежды и трагедии могло быть только в нашей литературе (казалось). Ан нет.

Физиологические потребности и постоянные позывы организма, похоть, голод, трупы — все это делает книгу антиуютной, антидоброй, но зато, как водится, мегаморальной и заставляющей подумать: я не слепа, мой город, моя страна не слепы, так какого черта мы делаем? Тут, кстати, обоняние играет не последнюю роль — кажется, что страницы покрыты грязью и нечистотами. Это ода искусности создания образов.
Посыл прост — если с людьми что-то случается в национальном масштабе, становится пофиг и на вклады в банках (сейф просто не откроется), и на дорогие лимузины (в них потом комфортно ночевать бездомным слепцам), и на внешний вид (помыться бы под дождем). Автор кричит, герои кричат, слезный пес кричит: «Смысл жизни совсем не в этом, понятно?»

Слезный пес вообще крутая деталь, но до конца я все думала: неужели его убьют (съедят, он умрет от голода)?
Кстати, очень, очень было интересно, как автор закончит повествование. Закончит ли? Хватит сил распутать сюжет? Как можно логично все завершить?
У него получилось.

Еще немного мистики — сцена в церкви завораживает хотя бы потому, что ты не ожидаешь, после всех натуралистических описаний, прочесть и испытать что-то вроде... сожаления? Раскаяния? Желания пошире открыть глаза?

Сложные ощущения. Я не люблю «Повелителя мух», а «Слепота» - это она же, только про взрослых.
Но книга не может не повлиять. Как не ощутить этот ужас? Закрой глаза и пойми, что нет ни одного человека, кто помог бы тебе. Ощути эту молочную пелену перед глазами, жуткий, смрад, запах гниения повсюду, эгоизм и урчащий голод.

Автор говорит, мы слепы, даже когда видим.
И возразить ему нечего.

Но хуже всего, когда им говорили: «Потерпите, потерпите». Нет слов более невыносимых для слуха.

bookingsky