Больше рецензий

10 сентября 2018 г. 20:30

838

3.5 Зачем Шура пилил гирю?

Еще одна книга в жанре фантастики объяснила мне, почему я не люблю этот жанр. Много букв, куча героев, стремительный галоп времени - и ни одного внятного ответа про заглавного персонажа - зачем, как и чё приходил-то?

Будем считать, что явление Пандема он сам же и объяснил. Представьте, что возникла Земля, потом с Землёй случилась жизнь, у жизни завёлся разум, а у разума вспыхнул Пандем. Стройный ряд? Не очень?.. Ну, лично у меня к фантастике нет научных требований, так что мне нормально. Только вот дальше события стали развиваться невозможным способом.

Невозможная фантастика. Хороший термин :)

Так вот. Немыслимое явление - в твоей голове без стука объявляется чужой, ты можешь его игнорировать, но он есть! и он всё про тебя знает; лучше, чем ты сам. Более того, этот паразит сидит в башке у каждого встречного поперечного. И с каждым беседует. Утверждает, что не вмешивается, не выдает, не программирует, не направляет - сплошное НЕ - но кто проверит?! Дальше больше. Твои собственные (личные, не побоюсь этого слова) дети его слушают, слышат и слушаются - еще бы! он же их понимает, куда матери до такого большого и чуткого ухо-горло-сердца. Хотя до этапа "дети" простому интроверту-параноику (ни в жизнь не поверю, что я одна такая) просто не доползти. Он скончается (как личность) в самом начале, по пути в туалет. Не потому что кто-то будет присутствовать при акте дефекации, а потому что в голове постоянно кто-то есть и этот кто-то ЗНАЕТ, и даже в туалете ты не одинок. Ад.

Ад, из которого еще и не выбраться, потому что смерть Пандем нигилировал. И чтобы не сойти с ума, ставшего чересчур многолюдным, есть только один путь - Пандем тебя изменит, перепрограммирует. Через своё "не хочу вмешиваться". Возникают размышления о свободе личности, воли, роли демиурга и прочее, прочее.

Но в книге развитие сюжета пошло совсем не так. Люди, кто-то быстрее и легче, кто-то на тормозах, приняли чужого в голове, как нечто вполне естественное. Кто-то пытался бороться, как Алекс, но именно бороться, а не ужасаться. Я не говорю, что ужасаться - хорошая стратегия) Просто она мне кажется нормальной для многих людей. Представила Пандема в своей голове - захотелось приложиться об стену. Правда, ситуация осложняется тем, что я не последователь монотеистических религий. И в связи с этим в романе меня еще заинтересовал момент, когда Ким спрашивает у священника, как Пандем уживается с богом в сознании верующих. У меня бы и вопроса не возникло - как раз верующему человеку, которому привычно, что бог читает в его сердце, проще смириться и понять явление пандемизма. По крайней мере, оно не должно сводить с ума, дело привычки.

Кстати, об имени. Скромное самоназвание, не правда ли? Пан - всеобщий, всепроникающий, во всем; дем - сокращение от демиурга? Всепроникающее творение.

Натворил так натворил, воду решетом носил. Из корыта в тазик.

Мне правда не совсем ясно "чё приходил-то?"
Потоптался людям по мозгам, всех приручил сомнительными плюшками, дал по шее, научил некоторых жить по-старому, отменил плюшки, улетел в даль. И?

Если это произошло "закономерно" - то есть "с жизнью случился разум, с разумом - пандем" - значит Пандем - функция человеческого... эээ... чего-то) разума, природы, нооосферы. А функция новая возникает не на пустом месте, а в новых условиях или в процессе совершенствования, эволюции, например ;) И если Пандем это апгрейд, то придется признать, что весьма странный.

Во-первых, централизация человеческого мышления и общения в единой точке (в едином пандеме) привела к утрате социального в человеке, порвались связи в семье, между друзьями, между врагами, между людьми вообще. Человек замкнулся во внутреннем диалоге с близким общим посторонним. Аристотель разрыдался в могиле.

А без социального... хм, а возможна любовь в таком мире? Безвременье доказало, что нет. Ни любовь, ни забота, ни внимание к другому, ни интерес. Творчество загнулось первым, кстати. И с гениальностью что-то произошло. И это во-вторых. Пандем-эволюция (вообще больше на революцию похоже) почему-то ухудшило человеческий фонд. За тридцать лет Пандем вывел поколение, которое не способно сохранить потомство! Рыдания Дарвина заглушили Аристотеля.

И как-то раком в то же время вползает в человеческий разум и руки инженерный прорыв! Человек покоряет космос и отправляет первопроходцев к звездам. За счет каких ресурсов это происходит?? Понятно одно, функция Пандем возникла под этот прорыв, это космическая функция человечества, родилась и улетела.

Но зачем эта функция отбросила оставшееся на Земле человечество назад в развитии???!

Еще осталось для меня загадкой, зачем так много однотипных героев в романе? Причем дело даже не в главных персонажах, а во второстепенных. Которые появляются в эпизодах и никак не связаны с основным сюжетом. Вместо этих пустых историй хотелось бы узнать, как пережили пандемизм люди с качественными нарушениями гм и нс, тоталитарные правители и просто люди, наделенные большой властью (что вообще стало с государственностью, международными и расовыми отношениями), осталось ли на Земле место религиозным войнам и интернет-склокам. Не сдох ли интернет вовсе, зачем гугл при Пандеме?

Вопросов к книге у меня еще море)) Именно поэтому роман оценила на 7 из 10, за послевопросие. Хотя читать было сложно. Не мой жанр, совсем не мой.

Zaraza_Zaraza , честно-честно, спасибо за совет (готовь новый в том же жанре!), я давно так многословно и с удовольствием не возмущалась)))

Комментарии


У меня диссонанс от несоответствия оценки отзыву))


Прям открыто написала обоснование оценки!

Сейчас вот слушаю "Пещеру"... ох, вот там оценка будет пониже. Треть книги позади и что-то я совсем не могу включиться, настолько мимо меня и сюжет и междустрочье. Над "Пандемом" рассуждать было интереснее намного


Ничего не знаю, никакую пещеру не советовала!


Я и не говорю, что ты советовала))) И не читала, видимо?