Больше рецензий

Naelin

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

10 сентября 2018 г. 14:13

2K

4

Когда говорят про современную русскую литературу, я могу назвать несколько авторов, чьи книги достойны стать классикой. Алексей Иванов один из них.

Чем примечательны книги этого автора? В них говорится о том же, что и в книгах именитых классиков: о жизни, мыслях и чувствах самых обычных людей. Тех, кто живёт в небольших городах самой обычной жизнью: дом - работа - дом. Книги о фокусе внимания этих людей, где взаимодействие мужчины и женщины играет главную роль.

Пусть в книге описан несуществующий город, но события, которые в нем происходят, справедливы для всех городов России. Это и инновации, под лозунгами которых проворачиваются совсем другие дела, и отчеты со статистикой, в которых реальных данных намного меньше, чем придуманных, и монотонное течение жизни. Жизнь в России кипит всего в нескольких крупных городах-столицах, там же имеется широкое поле для деятельности, интересов, культурного просвещения. Что касается других городов, то, не учитывая уровень зарплат и природных условий, жизнь движется по одной колее, поэтому, по сути, нет разницы, живешь ли ты в Екатеринбурге, Твери, Сургуте или Серове. В таких условиях для женщин главной ценностью становится удачное замужество, а ощущение себя как личности уходит далеко на задний план.

Что есть удачное замужество там, где речь идёт о том, чтобы хорошо устроить свою жизнь, но не о взаимодействии двух личностей? Мужчина, который придет, завоюет, унесет в свою крепость и всем обеспечит. Амбициозный и сильный мужчина. "Настоящий мужчина". Только удержится ли такой мужчина в накатанной колее маленького города? И привлекут ли его те, которых больше интересуют его деньги, но не личность? А если он удачлив в делах, но настолько дорожит своей женщиной, которая не умеет этого оценить, будут ли счастливы они оба? Или, всё-таки, важно не столько материальное, сколько взаимодействие двух личностей?

Иванов виртуозно вырисовывает скучающую жену местного олигарха, который в неё влюблен, поэтому становится ей не интересен. Мать-одиночку, которая хочет устроить свою жизнь, для чего ей нужен рядом мужик, которого она находит, за неимением лучшего, в лице местного полицейского-сутенера. Совершенно неприспособленную к жизни молодую практикантку, у которой нет своего мнения, амбиций и желаний, и которая без мужчины точно забредёт не туда. Амбициозную карьеристку, которая, не признаваясь в этом даже самой себе, строит карьеру через постель с лозунгом не быть зависимой, при этом очень завися от своего бизнесмена. Молоденькую проститутку, прикрывающуюся цинизмом, но влюбленную в своего сутенера. Пожалуй, только она и любит своего "мужчину", тогда как остальных любят их мужчины, по-своему, как умеют. И это становится причиной, почему женщины говорят им "да".

Философ Моржов на фоне окружающей действительности и присутствующих мужчин - разглагольствующего алкоголика, неприспособленного к жизни романтика, скользкого бизнесмена с правильными речами, сутенера-полицейского и его наглого, эгоистичного помощника, не просто выделяется, но становится тем идеалом, в котором окружающие женщины видят залог своего счастья. Он, конечно, нищеброд - до тех пор, пока не проскальзывает слух, что его художества хорошо продаются, - но единственный, кто по-настоящему решает вопросы и действует. Только Моржов, с придуманной им философией "пиксельного мышления", видит этих женщин насквозь, что помогает ему найти к ним подход. Исследуя грани отношений с такими разными женщинами (что в какие-то моменты очень напоминает "Темные аллеи"), Моржов и в себе открывает что-то новое, чуть ли не первобытное, вырастает до того, кого можно назвать "настоящим мужчиной". Вот она - трансформация - из человека-зрителя в человека-деятеля. Вот она - позиция - "Если не я, то кто?". И пусть сначала целью был спортивный, моржовый, интерес (Иванов, в лучших традициях классиков, умело пользуется говорящими фамилиями), то в конце цель приобретает глобальный, общеловечий смысл о торжестве справедливости. Так Моржов оставляет след в жизни каждого персонажа, в какой-то степени заставляя и их что-то переосмыслить в своей жизни.

Что ещё мне нравится в произведениях Иванова - это его неповторимое мастерство пользоваться русским языком, в том числе матом, для передачи образов героев. Каждый персонаж у него разговаривает своим языком, который делает характеры ещё объемнее и передает отношение окружающих друг к другу. "Блудо и МУДО" - роман не из развлекательного жанра. Вплетая в текст немало философских идей и вопросов, роман требует вдумчивого чтения и времени для осмысления. Но это того стоит.