Больше рецензий

9 сентября 2018 г. 13:15

1K

5 Проклятье рода Майя

Аленкар предавался воспоминаниям о «славных временах» своей молодости и молодости Педро; и сквозь патетику его фраз Карлос ощущал чуть слышный аромат умершего мира.


Сейчас мои мысли немного улеглись. После прочтения «Семейства Майя» монологи в моей голове долго не смолкали, да и сейчас их шепот все еще различим. Но я не смогу читать другие книги, проживать жизни других героев, пока с «Семейством Майя» не состоится наш последний разговор. Расставание оказалось сложным – нам есть о чем поговорить напоследок. Свою рецензию я разделю на две части: те, кто дочитают ее до конца, поймут почему.

Часть 1. «Лиссабон ей нравился: так хороши эти сине-белые краски южного города».

В залитом солнцем Лиссабоне есть старинный особняк «Букетик», он похож на церковь и принадлежит богатейшей португальской семье Майя. Патриарх семейства – сеньор Афонсо, возвращается из своего поместья в этот дом, где много лет назад произошла трагедия его семьи. Вероятно, он никогда бы не вернулся в «Букетик», если бы не прихоть любимого внука Карлоса – закончив учебу в университете, он возвращается из Коимбры и изволит обустроиться в семейном гнезде.

В этом старинном особняке с маленьким садиком и просторными, обставленными по последней моде комнатами, читатель вместе с героями книги проведет чудесные вечера за посиделками с сеньором Афонсо да Майя, Карлосом и его друзьями: Жоаном да Эгой, Кружесом и маркизом и многими-многими другими. И вечера эти будут овеяны теплым летним ветром, пением цикад и влажным ароматом платана и олеандра. Вместе с Карлосом и Эгой читатель будет проживать их юношеские волнения сердца, свойственные молодости дерзкие порывы и протесты, станет завсегдатаем ложи театра «Сан-Карлуш». В окутанных сигарным дымом залах вместе с друзьями Карлоса и товарищами деда будет обсуждать политику и искусство. И мечтать, мечтать, мечтать. И мечты все будут светлые, смелые, не омраченные недоверием старшего поколения.

Большая часть романа, как летнее солнце в бокале с вином, как ароматный персик, чей бархатный сок проливается сквозь пальцы. Ласка беззаботных летних дней буквально исходит от страниц романа. Вам так и хочется вместе с Карлосом и Эгой сесть в вечерний экипаж и уехать кутить в Синтру! Пить портвейн, курить лучшие сигары, вместе с поэтом Томасом де Аленкаром читать патетические стихи на клубных вечерах, а на рассвете обессиленными и счастливыми вернуться в отель.

И всем, в том числе читателю, кажется, что так будет всегда – что жаркое лиссабонское солнце всегда будет светить над молодыми головами, а задиристый тыл всегда будет прикрыт непоколебимой силой старшего поколения.

картинка Encinesnowy

Часть 2. «Мы и были романтиками – существами низшего порядка, которые в жизни руководствуются не разумом, а чувствами».

Но всему приходит конец. И сеньор Кейрош обошелся со своими героями настолько жестоко, что читателю трудно в это поверить. Ироничный и светлый Кейрош вдруг показывает каким чудовищным может быть конец . Автор романа ломает мир героев с хрустом костей , он уничтожает все вокруг, выжигает недрогнувшей рукой целый мир и оставляет своих персонажей среди пепелища. На самом деле, читатель практически сразу догадывается что происходит. Он с самого начала чувствует, где случится еще одна трагедия, но невозможно поверить, что писатель не спасет своих героев - не спасет, и как мы потом поймем, будет топить их до последнего.

В романе «Семейство Майя» Эса де Кейрош показывает, вероятно, самый чудовищный человеческий удел – быть носителем ужасного, отвратительного греха и не быть в этом грехе повинным. От этого падения невозможно отмыться, от него невозможно сбежать. Ни тюремный срок, ни исповедь не избавят от томящегося внутри отвращения и борьбы самых противоречивых чувств. У Кейроша прекрасно получилось передать эмоции Карлоса и всех, кому была известна его грязная тайна – ужас, смятение, отвращение. Вместе с героями вы пытаетесь осознать, уложить в голове все то, что с ними произошло. И не можете этого сделать, как не может и сам Карлос, и его друг Эга, и сеньор Майя. Карлос задумывается о самоубийстве, и вы, как читатель, не можете не согласиться, что это, вероятно, единственный выход. Не слабость, не безволие, а выход из этого чудовищного положения. И как гранитная плита давит осознание того, что сам Карлос ни в чем не виноват, никто не виноват - это роковое стечение обстоятельств, которое могло произойти в таком тесном, провинциальном городе, как Лиссабон. Что проклятье рода Майя вместе со стенами «Букетика» передалось от отца к сыну.

С одной стороны так хочется все стереть, переписать финал, чтобы вернуть сладкую, беззаботную истому счастливых дней, которые теперь окрасились во мрак невосполнимых потерь и тягостного, неизбывного греха. Это чувство похоже на то, когда в часы несчастья вы вспоминаете мгновения, когда были счастливы – и эти воспоминания приносят нестерпимую боль. Так и в романе «Семейство Майя» Эса де Кейрош возносит читателя до зефирных небес, усыпляет все его тревоги томными португальскими вечерами и мечтами под звуки фаду….А потом самым жестоким из всех способов сбрасывает на землю. И жестокость этой игры вы по-настоящему осознаете лишь к концу.

В итоге мы получаем талантливую работу португальского классика: если структурой романа он стремился, чтобы мы максимально прочувствовали что испытывал Карлос да Майя, то у него прекрасно это получилось. Читателю, как и Карлосу, приходится учиться жить заново, переосмыслить все, что было прожито вместе с героями «до». И даже если в жизни вы фея или волшебный принц, то в финале вы мысленно сядете, как барыга на лавку рядом с Карлосом и Эгой, помнете в руках сигарету без фильтра и помолчите вместе с ними, смотря в безнадежную даль и щурясь от сигарного дыма.

картинка Encinesnowy