Больше рецензий

8 сентября 2018 г. 01:22

5K

4 Даже нежная ночь беспощадна к воспоминаниям.

Ночной Лиссабон. 1942-й год. Ярко горят такие непривычные для остальной Европы, прячущейся от воздушных налетов, беспечные огни. Неутомимыми светлячками заполонили они лабиринты лестниц и переулков, ведущих в гору. Манят они за собой, вдаль от набережной Тежу, в гавани которой стоит пассажирский пароход - последний шанс спастись от неумолимого потопа фашизма в далекой Америке. Редкие прохожие изменчивыми тенями движутся по узким извилистым улочкам города, растворяясь среди "пастельных" домов, украшенных нежной синевой изразцов.

Одну такую безымянную тень, что едва не утратила бдительность, засмотревшись на пароход, настигает другая и предлагает сделку. Обладатель паспорта на имя Иосифа Шварца - ценителя "картин тишины" и знатока импрессионистов Лувра - просит у незнакомого ему человека быть с ним до утра и выслушать все, что будет рассказано. Мизерная цена за надежду на спасение, за шанс на новую, более счастливую жизнь, за два билета на корабль. Разве есть возможность отказаться у человека, если разрешение на пребывание в Португалии истекает через несколько дней, никаких других виз больше нет и не предвидится, а последние деньги остались в знаменитом казино Эшторила - результат отчаянной попытки разбогатеть, чтобы получить шанс приобрести билет на последний рейс в Америку.

Идти в квартиру, где стоит дощатый гроб, не мыслимо, значит остается забег по злачным местам португальской столицы, среди которых закрытый русский клуб далеко не худший вариант. Оценив его, немецкие эмигранты придут к выводу, что спасавшиеся от революции люди лучше устроились в Европе, чем беженцы второй мировой. Ведь они стали эмигрантами на пятнадцать лет раньше.

А пятнадцать лет несчастья – долгий срок, много опыта накопишь.

По-своему, беженцам из уже не царской России повезло. Мир еще был способен на сочувствие. Им разрешали работать, выдавали документы. К середине двадцатого века гуманизма прибавилось только на словах. На деле же получалось - мир стал еще более циничным и равнодушным.

Есть определенная ирония в том, что бюрократическое безразличие к судьбам эмигрантов, бежавших от преследования нацистов, подтолкнула двух шагающих по ночному Лиссабону мужчин к искусству. В каждой стране, куда приводила их жажда спасения, они знали главным образом церкви да музеи – не потому, что так сильно любили Бога или искусство,

а просто потому, что в церквах и музеях не спрашивали документы. Перед Распятым и мастерами искусства ты покамест оставался человеком, а не индивидом с сомнительными бумагами.
Все дальше удаляются от набережной внезапные спутники. Вдоль Праса де Коммерсио, мимо замка Святого Георгия. Напрасно свет восходящей луны, словно водопад, каскадами струится вниз по множеству ступеней. Его не удостаивают вниманием. Шварц погружен в терзающую его душу воспоминания, его возможный слушатель с тревогой оборачивается назад.
Внизу лежала река, и река эта была свободой, жизнью, она впадала в море, а море было Америкой.
Тревога не оставит его до утра. Иосифа станет он слушать рассеянно, отвлекаясь то на креветок, то на кошек, то на собственные воспоминания. Которых мы так и не узнаем. В романе есть место только для одной любовной драмы. Эта нежная ночь отдана на откуп истории Иосифа и Рут. Она принадлежит воспоминаниям. Приятным - о времени когда супруги были счастливы. Поговоришь с кем-нибудь и снова оживет то предвоенное лето тридцать девятого. Вспомнишь и ощутишь его вновь. Все вернется, пусть и не надолго. Неприятным воспоминаниям - тоже открыт путь. Есть и в них что-то хорошее:
они убеждают, что ты счастлив, пусть даже секундой раньше думал, что отнюдь нет. У счастья много степеней. Кто это понимает, редко бывает совсем несчастлив.

Череда утрат может подтолкнуть к обретению чего-то нового. К рождению нового я. К внутренней свободе. Освободить от склонности придавать важностью незначительным вещам. Из крота, пробиравшегося без паспорта через границы, сделаться вдруг птицей, не знающей уже никаких границ.

У раздавленного горем человек есть только ночь, чтобы удержать то, что удержать невозможно.

Наша память — это не ларец из слоновой кости в пропитанном пылью музее. Это существо, которое живет, пожирает и переваривает. Оно пожирает и себя, как легендарный феникс, чтобы мы могли жить, чтобы оно не разрушило нас самих.
И он всеми силами хочет этому воспрепятствовать, стараясь сохранить в памяти другого человека, то, что исчезает из его собственной.

картинка Delfa777

Книга прочитана в рамках игры Вокруг света.
Таня Tarakosha и Лана Lanafly спасибо вам за ваши замечательные рецензии, обратившие мое внимание на эту книгу!

Комментарии


Отличная рецензия, как всегда! Уже хочется читать, но я даже Шотландию еще не начала(


Спасибо!
Ты просто энергию накапливаешь) а потом, вжжжих, и пронесешься пущенной стрелой по всему маршруту. еще первой финишируешь))


Честно говоря, увидев уведомление, немного страшновато стало смотреть твою оценку) но здорово, что Ремарк "не прошел мимо" и история затронула


С Ремарком мы со школы дружим) И История важная. Про войну часто пишут, но вот про как жилось немецким эмигрантам во Франции, только в этой книге встретила. А про Португалию того времени и вовсе ничего не слышала. Так что чтение оказалось очень информативным. Любовная линия у него традиционно трагичная, но от этого не менее сильная. И пишет он хорошо.


ну да, Ремарк старался взглянуть на происходящее с разных ракурсов, мне кажется.


И, я думаю, он был абсолютно прав. Все-таки война мировая, а не между Германией и Россией. Про то, что в других странах происходило, тоже нужно знать.


Все-таки война мировая, а не между Германией и Россией.

полностью с тобой согласна и поэтому такие романы еще интереснее становятся.
Поэтому очень советую Тан Тван Энг про азиатский театр военных действий. Про него еще меньше романов написано


На сад давно поглядываю, жду когда начитают.


так ведь долго ждать придется


а мне и не к спеху) к тому же, я просто ждать буду, а по играм книги читать.


Как все-таки оптимизм украшает действительность)))


Это ты про то, что рецензия совсем не отражает сути книги?))


Это я про то что можно приобщиться к исскуству , посетить русский бар)) опять же приятно осознать , что второй волне беженцев было труднее , чем "цветам эмиграции".


Еще экскурсия по городу! Мне очень понравилось. Теперь хочу такую же, только дневную)


Да, экскурсии это привлекательно.
ты определилась с Чили? Мне как-то Альенде не хочется.


я так далеко не заглядывала) времени нет. я и Испанию то выбрала и отложила - надо Олдей дочитыать.


Олди это да)
Я все подобрала ( с знаменами) кроме Чили и НЗ(((


Тебе ответное спасибо:) Не скажу, что много его читала, но намерена вычитать у него всё )


Я читала много, но так давно, что можно заново начинать)


Ну да, тоже повод, тем более, если детали уже стерлись из памяти )


У меня не только детали стерлись, все содержание поглотил мрак. Помню только , что все так или иначе связано с войной. И про любовь. Но, чтобы это знать про Ремарка, даже читать его не обязательно)


Это да, две основные темы у него такие ) И при всей видимости повтора, он обязательно говорит что-то новое)


Да, умеет он так разнообразить темы деталями, что читать все равно интересно.
Скажи, (ты помнишь лучше другие книги) у него везде много пьют?)


В Триумфальной арке точно пьют, а про Три товарища уже не помню. Но есть подозрение, что да:)


Вот так и думала)) в Ночи едва ли не ящик коньяка прикончили. энтузиасты)


Угу, видимо для героев это один из способов пережить эту жизнь...


и это тоже


Давно не читала Ремарка :(


Забыла про него или все прочитано?


Что ты, нет, конечно, просто забыла на время.


Я сама отвлеклась надолго на новые имена. Хорошо, что игры не дают нам совсем забыть про старых знакомых


Наверно :)


Я пока читала Олди, не переставала радоваться , что есть этот сайт. и игры. потому что в противном случае я бы годами шла к Герою. и многое бы потеряла. для меня книга- настоящее сокровище. а сколько совершенно незнакомых авторов открыли мне игры?! это же чудо)


Поверю тебе на слово, я пока не играю, подумываю, но пока не хочу :)


и правильно) а то опасная штука, затягивает со страшной силой))


Знаааю :)


"Ночь в Лиссабоне" - одна из любимейших моих книг у Ремарка.
Хотя вообще я давно к нему не возвращалась, почему-то.
Но ты так написала, что перечитать захотелось)))


Спасибо!
Вот и перечитай, раз захотелось, не откладывая) Проверь, не изменилось ли восприятие его книг. А потом снова можно будет сделать перерыв лет на несколько. Его книги хорошо запоминаются и воспоминания потом долго не тускнеют.


Дак не могу. Я же учусь теперь. Установочная сессия подходит к концу, вторая - в ноябре, там будет уже зачеты и экзамен, и назадавали кучу - контрольная (примерно 70 персоналий), конспект, эссе. И еще кучечка что "просто почитать")
Я наверное теперь только по учебе литературу читать буду.
Вот только "котиков..." минимально закрою, не могу по ним долг и дисквалификацию допустить, мой Кузя мне этого не простит))


даа, в такие планы перечитывание явно не впихивается)


хотя, с другой стороны - впихнуть невпихуемое - это тоже интересный опыт))) подумаю в общем


подумай. если очень-очень захотеть, то обязательно получится) опять же, опыт - дело нужное, в хозяйстве пригодятся)