Больше рецензий

7 сентября 2018 г. 18:46

875

5

Легенда о крысолове впервые появилась в немецком фольклоре. Её фабула такова: в одном немецком городе случилось нашествие крыс. Жители пришли в ужас от их количества, так как грызуны в большом количестве представляли большую угрозу. Сначала они истребили бы все запасы еды, а после напали бы на горожан. Свою помощь за большое вознаграждение местным жителям предлагает мистический крысолов. Люди соглашаются. И он игрой на дудке сманивает крыс в реку, где крысы тонут. Но город отказывается выплатить ему обещанные деньги, и крысолов в отместку той же игрой на флейте завораживает всех детей города и уводит их в горы, где малыши находят свою смерть.
Именно эту фабулу, но немного в другом ракурсе, решила использовать в своей поэме Марина Цветаева. В образе крысолова с волшебной дудочкой автор заключает понятие музыки как таковой. Мелодия может спасти, а может уничтожить.
Музыка равно убедительна для крыс, бюргеров, детей — для всех, кто не желает её понимать, но волей-неволей вынужден подчиняться её небесной гармонии. Художник с лёгкостью уводит за собой кого угодно, каждому посулив то, что ему желательно.
В поэме присутствуют символы. «Крысолова» Цветаева писала в эмиграции, поэтому не скупилась на вольности. Поэт ассоциировала пролетариев со стадом жирных, мерзких крыс, которые желали только обогащаться и наполнять свои ненасытные желудки новыми жертвами. Но, несмотря на смену власти, хаос в мире, Музыка продолжает оказывать влияние на всех. Она победительница, волшебная искусительница и нет ей равных по силе воздействия.