Больше рецензий

BelJust

Эксперт

по лени и унынию

5 сентября 2018 г. 21:41

732

1 Эффект ток-шоу

Мышки плакали, кололись, но продолжали жевать кактус. С самого начала ощущалась некая неестественность: от намеренно графической, но при этом ужасно сухой в плане эмоций сцены насилия до якобы жизнеутверждающего финала, где героиня счастливо балуется героином, спивается и бережно лелеет свои комплексы. Мне, как человеку, который не подвергся подобной травме, конечно, трудно рассуждать о том, как правильно или неправильно "пережить и отпустить", а последствия едва ли можно вписать в какие-либо рамки, подогнать под стандарт, однако в историю Лайлы, показанную эпизодически, мне поверилось больше, чем в полную противоречий историю Элис.

Во-первых, основным посылом книги должна была быть именно победа героини над "привычкой молчать" о насилии, однако граница между "я смогла рассказать и обеспечить преступнику заслуженное наказание" и оживленными дискуссиями за обеденным столом/в компании сомнительных личностей/просто в общении с едва знакомыми людьми, у которых подобный эмоциональный стриптиз может вызвать лишь смущение, напрочь отсутствует. В конечном счёте первую половину книги изнасилование представлено неким инструментом для привлечения внимания. Я ни в коем случае не обвиняю героиню в случившемся. Но её дальнейшее поведение кажется, как минимум, странным: все эти метания от чёрного юмора к истерикам, от желания получить сочувствие от тех, кто по сути ничего ей не должен, до ярого неприятия этого самого сочувствия, от мечты о том, чтобы стать "обычной", до постоянного вращения вокруг темы изнасилования с целью получения наибольшего внимания. Конечно, это можно списать на последствия. Но я просто не верю, ощущение фальши и наигранности не отпускало. Словно смотришь одно из тех низкопробных шоу, где на фоне совершенно картонных декораций героиня в сотый раз перемывает подробности, взывая к жалости, а группа людей в мягких креслах делятся своим экспертным мнением. Попутно для большей драмы вводятся истории других персонажей, которых похоже сделали из того же картона, что и декорации. Особенно хорошо элемент шоу проиллюстрирован в сцене, где героиня вынесла на обсуждение во время семинара стихотворение, посвященное её проблеме, и ужасно разозлилась, когда одна из девушек не захотела участвовать в обсуждении.

Во-вторых, практически все персонажи настолько никакие, что о них даже толком сказать нечего, так ещё и много лишней и откровенно скучной информации о них. Возможно, проблема в том, что мне изначально было не очень интересно, внимание рассеявалось, и я периодически теряла нить повествования в череде накладывающихся друг на друга флэшбэков. Во второй половине книги зацепили лишь сцены суда — вот та самая победа справедливости. Остальное же предстало максимально невнятной чередой событий, ухажеров Элис и её раздражающего поведения. К финалу у меня сложилось убеждение, что это уже не столько о постравматическом расстройстве, сколько о нежелании отпустить травму, практически спекуляция на ней с целью оправдания любых своих поступков.

Книга же, в целом, показалась исключительно коммерческим проектом. Это не исповедь, а попытка с помощью актуальной темы выжать побольше слёз и денег.