Больше рецензий

PASEOS

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

5 сентября 2018 г. 13:20

8K

5 Идеальный детектив?

Я закрыл книгу и завопил: "Вы только посмотрите на этого наглого выскочку Жоэля Диккера!!! Стервец в свои 27 лет написал идеальный детективный роман, сделал то, на что иным не хватает жизни! Талант, о да!".
Серьезно, только вдумайтесь, написать не бульварную книжку, не одноразовый детективчик, а глубокий, умный и многослойный роман, в равной степени обладающий атрибутами хорошего детектива и душещипательной драмы. Написать мировой бестселлер в 27 лет - невероятно!

О сюжете - есть аннотация, а я остановлюсь лишь на тех моментах, что показались мне выгодно отличающими "Правду о деле Гарри Квеберта" от тысяч "собратьев" по книжным полкам.
Так уж сложилось, что детективный жанр давно уже серьезно болен. Болезнь не смертельная, но ведущая к инвалидности, и называется она "Клише". Штампы, посредственные авторские ходы, истории-клоны - всё это раковыми клетками расползается по телам книг, написанных даже самыми модными ныне авторами.

И вот к вам в руки попадает "Правда о деле Гарри Квеберта". Вы читаете её взахлеб, удивляетесь нелинейности и оригинальности сюжета, необычным и сложным темам, затрагиваемым в романе, ярким персонажам и количеству сюжетных ловушек и твистов. И вы понимаете, что не нашли тут ничего из тех назойливых штампов, которые не раз встречали у других авторов. Тут нет сыщиков-алкоголиков и их заботливых секретарш, нет копов с душевной травмой и умершей в прошлом семьей, нет гениальных "Эркюлей-Холмсов-Марпл", нет бесконечных патронов и роялей в кустах - забудьте об этом. Тут есть обычные люди - продавцы, преподаватели, писатели, полицейские, и именно они, такие живые, все в равной степени делают эту книгу выдающейся.

Конечно же, в романе есть Драма. Я до сих пор не уверен, что правильно определил жанр как детектив. Собственно, стержнем истории становится весьма провокационная тема отношений взрослого мужчины и пятнадцатилетней девушки, которую впоследствии кто-то жестоко убил. А сателлитами к этому стержню становятся многие и многие человеческие драмы разных масштабов, скелеты в шкафах и подводные камни. И, благо, говоря о главной провокацинной теме, я не нашел в книге "набоковщины" с пресловутым "огнем чресел" и т.д. Диккер элегантно обошел все острые углы, сделав упор совсем на другом.
История запретной любви тут выглядит пронзительной, вопиющей, щемящей сердце. С одной стороны - это непозволительные, аморальные отношения, пусть и сугубо платонические. С другой - два любящих представляются не людьми с какими-то там возрастами, земными проблемами и преградами, а бесплотными душами, которые вопреки всему тянутся друг к другу. Иногда Настоящая Любовь столь же причудлива, сколь и трагична. В отношении вышенаписанного в романе не найти морализаторства, каждый всё для себя решает сам. Что ж, Диккер молодец, ибо мастерски общается с читателем.
Что же касается детективной составляющей, то... она прекрасна. Собственно, есть убийство, есть подозреваемые, есть те, кто расследует - все, казалось бы, просто, но главное, как это подано!

А что же со структурой романа, языком написания и атмосферой? Скажу так. Эта книга написана талантливым писателем про талантливого писателя, который пишет книгу про талантливого писателя. Роман в романе. И этим всё сказано. Разве это может быть плохо написано? О нет, Жоэль Диккер провел большую работу над всеми аспектами, присущими Большому Бестселлеру. Это, к слову, очень объемная книга, однако автор виртуозно удерживает внимание читателя множеством способов, в том числе, при помощи нелинейности и многослойности повествования - вещей труднореализуемых, но в хорошем смысле усложняющих книгу. История подана очень правильно и продуманно, с изменением степени динамики и эмоциональности в нужных местах.

Может показаться, что я пытаюсь идеализировать роман. Да нет, разумеется, не бывает идеальных книг. Наверняка, если покопаться, можно придраться к некоторой гротескности парочки персонажей или к почти идеальному главному герою, а может и еще к чему-то. Но это если покопаться. А делать этого мне совершенно не хотелось, ибо "Правда о деле Гарри Квеберта" очаровывает с первых страниц, и очарование это не проходит до самого финала. Определенно, книга эта - глоток свежего воздуха в жанре и один из лучших детективных бестселлеров 21 века.

Комментарии


4 сентября стартовал сериал "Правда о деле Гарри Квеберта". Вроде бы 10-серийный. Режиссер Жан-Жак Анно, в главной роли Патрик Демпси. Посмотрим...


Да, в курсе. Сложная для экранизации вещь, но тем интересней.


Мне кажется, они взяли неудачного актёра на роль Маркуса.


Блин, это Бен Шнетцер. Не буду смотреть экранизацию. Маркус Гольдман в книге не только писатель, но и боксер, а не слащавый мальчик с губками бантиком. (Сейчас девочки закидают меня тухлыми помидорками)))


Он ещё и красавец, по книге... А это... у меня слов нет, чтобы выразить моё праведное негодование. Буду смотреть, чтобы потом заснять видос, какой сериал отстой)))))))))))))


Эт правильно, за справедливость надо бороться!! ))))


Пойду сворачивать свою лавочку рецензирования...))) у тебя они просто великолепно получают))) (Аплодисменты за кадром)


Не, не вздумай! Мои рецензии иногда получали такие "похвалы", как дурацкие, глупые, пустые. (Позорное улюлюканье за кадром)
Так что, ты преувеличиваешь! :-)


Рад, что книга Вам понравилась. У меня сложилось несколько иное впечатление от "Правды о деле Гарри Квеберта".
Смутили, в частности, два момента:

1) книга изобилует цитатами из другой - вымышленной - книги "Истоки зла", написанной Гарри Квебертом (вернее, Лютером Калебом). Эти "Истоки зла" преподносятся автором как некий безусловный шедевр, который в свое время произвел фурор. Но лично меня эти цитаты разочаровали - очень пафосно, слащаво и при этом как-то ни о чем :(

2) автор - на сей раз не вымышленный автор, а самый что ни на есть всамделишный Жоэль Диккер, - допустил колоссальный просчет, взяв слишком большой промежуток времени. Благодаря этому личность убийцы стала ясна примерно на 200-й странице (а всего их, насколько я помню, что-то около 700).
Я еще не знал, что случилось, и почему он совершил это убийство. Но я твердо знал, что это сделал именно он. Просто потому, что больше некому, - выбор был из одного кандидата, то есть выбора не было.
Подобный просчет в детективных романах ранее мне встречался только однажды - у Агаты Кристи в романе "Смерть в облаках". Там тоже сюжет был построен таким образом, что личность убийцы стала ясна в первой же трети книги, - буквально в следующей главе после того, как был обнаружен труп.
Но Агата Кристи - безусловный корифей детективного жанра, для которой этот просчет был единственным. А вот у Диккера, на мой взгляд, не получилось...


1) Всё шедевральное субъективно. Кстати, некоторые признанные шедевры тоже написаны пафосно, тут уж кому как. А вообще, отрицать не буду - возможно, действительно не стоило напрямую цитировать "Истоки зла", дабы не сеять сомнений в её гениальности.

2) Опять же субъективно. Уверен, что подавляющее большинство читателей не разгадает, кто убийца на первых 200 страницах. Как и я. То есть, я всерьез рассматривал кандидатуру этого человека, но твердой уверенности уж точно не было.
Да и в том, что убийца известен, нет ничего страшного. Возьмите хотя бы "Тайную историю" Донны Тартт (эту писательницу я бы по стилю сравнил с Диккером), там это вообще фишка романа, тоже, кстати, совсем немаленького по объему.

Подытожим. Как я сказал, если покопаться, можно найти недостатки, но в целом книга хороша. Думаю, никто не станет спорить, что это один из самых сильных романов в детективном жанре за последние лет десять.


Ух ты! Если отзыв такой интересный, какой же должна быть книга? Придется читать))) Спасибо!


Поверьте, книга лучше отзыва! )))


Уже нашла эту и еще одну и на полочку отложила)))


Еще одну - я так понимаю, "Книгу Балтиморов"? Что ж, не менее сильный роман, однако, на этот раз это не детектив, а скорее семейная сага.


Поскольку "Правда" и "Балтиморы" взаимосвязаны, решила их тоже прочитать. Семейная сага - это зачастую интересно.


На самом деле, они совершенно не связаны:) Нет ничего общего, кроме имени героя. Но вы наверняка уже успели прочитать и это сами узнали.


Меня порадовала Ваша рецензия на эту достойную книгу. Да, Жоэль Диккер написал, можно сказать, гениальную книгу.


Вот спасибо! Точно буду читать! Неровно дышу к детективам в перерывах между чтением классики:) Впрочем, я люблю Пуаро и Мисс Марпл и алкоголика Харри Холе тоже люблю, но что-то неизбитое и новое - это же прекрасно :)


Да, книга определенно стоит внимания, я очень рекомендую.