Больше рецензий

InsomniaReader

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

3 сентября 2018 г. 20:51

5K

2 У каждого события своя магия...

...несомненно есть она и в этой книге, но не в тот момент времени попалась она под руку нетерпеливому читателю. Попытаюсь по-порядку.

Сюжет представляет собой повествование о жизни Иозефа Кнехта в будущем, о его эмоциональном и духовном взрослении и становлении, о поиске места в утопической образовательной провинции Касталии, которая представляет собой государство в государстве, совершенно оторванное от реального мира, сфокусированное на развитии науки ради науки, отрицающее "реальные" дисциплины, например, историю. Венцом касталийских исследований является игра в бисер - синтез нескольких наук, позволяющая на основе общих принципов объединять и гармонизировать достижения из различных областей знаний. Кнехт становится магистром игры - один из высочайших постов в Касталии, однако его мучает растущая пропасть между миром за стенами образовательной провинции и представлении о жизни внутри, что и приводит к неожиданному решению и развязке.

По сути - это философская притча, ставящая отнюдь не новые вопросы: может ли существовать наука ради науки? Должны ли находить реальное применение научные достижения? Возможна ли культура без масс? Оправдано ли разделение культуры, науки и народа? И вот здесь, собственно, возникла моя самая большая проблема, которая в значительной мере и определила оценку. И что? Что думает об этом автор? К чему эта совершенно дурацкая, на мой взгляд, развязка? Не стоит микроскопом гвозди забивать - так вроде и не начинали ещё? И прямо скажем, не гвозди забивать, а, вместо изучения нано-частиц, решили взглянуть на инфузорию-туфельку. Тоже дело, между прочим. Честно говоря, я просто опешила, когда поняла, что это все, тем более, что после развязки в моем варианте еще было порядком страниц. Как когда-то говорила моя бабушка на украинском - плили, плили, на березi всрались (простите!).

Текст вылизан, строен, но чертовски сложен для восприятия. Поскольку книга выстроена как жизнеописание, возникает ощущение, что читаешь научную монографию или диссертацию. Мне было оооооочччееень скучно. Я просто засыпала над книгой. В любое время суток, в любом состоянии. Никакого снотворного-успокоительного не нужно. Пробовала слушать аудиокнигу - взмолилась моя семья в том ограниченном составе, который делил со мной эту радость. Чтение стало мукой, несмотря на то что в книге много очень хороших и светлых мыслей (суть и крест призвания, место истории в сонме наук и тп.).

Персонажи... Множественное число здесь покажется неуместным, НО... Основной персонаж действительно один, однако в жизнеописаниях, приписываемых авторству Иозефа Кнехта, есть еще несколько персонажей, с которыми тот себя ассоциировал. Все они, включая и тех друзей, которые встречались на жизненном пути Кнехта в основном повествовании, очень хороши, понятны, прописаны, разжеваны и вложены в рот читателя. Но что лично меня смутило (хоть к феминистками себя не отношу) - абсолютная однополость повествования. Женщин нет. Не так - их две. Всего. И те мимоходом.

Пытаясь суммировать вышесказанное, книга - умная (может заумная?), глубокая, многослойная, заставляющая подумать, местами очень красивая, особенно в описаниях музыки и её влиянии на человека. Но невозможно тяжелая для восприятия. Читать её нужно мееедленно, как принимать лекарство, местами горькое, но, очень хочется верить, что излечивающее.

Для меня всё это перечеркнула развязка. Я её не поняла и не приняла. Она меня разочаровала. Она обесценила все усилия, которые были приложены чтобы продраться через эту книгу. Закрывая её сегодня, даже не хочу себе обещать, что перечитаю её когда-нибудь. Но это из разряда "человек предполагает..."

Книга прочитана в рамках "Книгомарафона" - Тур 70