Больше рецензий

majj-s

Эксперт

без ложной скромности

2 сентября 2018 г. 10:01

4K

3 Мраки на хромой собаке

- Подох, милая, подох. Каков бы ни был человек, а как осел подохнет. Хоть Ленин, хоть моя старуха.
- Старуха ваша, конечно, подохнет, а Ленин будет вечно жить.


Не то, чтобы вовсе не имела представления о том, каковы особенности литературного призрака Ильи Масодова. Даже наоборот, имела весьма точное. Его имя дважды всплывало в обсуждениях моих текстов, посвященных раннему Сорокину (это принципиально, потому что нынешний, в сравнении с прежним, причесан, прилизан, рафинирован) и Мамлееву. Достаточно, чтобы не стремиться к близким контактам какого бы то ни было вида с тем, о ком говорят, как об «одном из». Но трилогия «Мрак твоих глаз» выпала бонусом в командной литературной игре, и я подумала: время спознаться пришло.

Нет, не пожалела. Главным образом потому, что примерно представляла, чего ждать, а после сорокинской Жидкой Матери и всей кунсткамеры Мамлеева, пионерка Соня предстает фигурой, едва ли не буколической, радетельницей за правое дело. Так-то да, человеку в здравом уме и трезвой памяти, но без специальной подготовки читать такое я бы категорически не рекомендовала. Но нет, это вовсе не так чудовищно, как «Сердца четырех» или «Шатуны». Здесь с самого начала обозначено обращение к теме пионеров-героев, совершавших свои подвиги, за которые были награждены посмертно, без жалости к врагам, но в первую очередь – к себе. Я скажу сейчас вещь, которая может показаться крамольной блюстителям нравственности и борцам за идеалы, но это в значительной степени отклик на то, что поколения советских детей, воспитанные на примере пионеров-героев, получали достаточно серьезную коррекцию приоритетов: - Ты кого больше любишь, папу или маму? – Ленина.

Валя Котик, Марат Казей, Леня Голиков, Володя Дубинин. Чем прославились, не помню, кроме Павлика Морозова, но этого несчастного мальчишку как только не склоняли, его мудрено забыть, зато имена всех мгновенно выскочили из памяти, как семена из переспелого стручка горошины, едва коснулась. Хотя, вру, с Лёней Голиковым знакома лучше, по другой, по-настоящему прекрасной книге, которую не стоит поминать в разговоре о Масодове. Что, нехорош Масодов? Да как вам сказать, не лишен некоторого маргинального обаяния, и его условно-положительные герои сплошь носители страдательного залога, не мамлеево-сорокинские монстры; и торная дорога пионерки Сони большей частью война с чудовищами всех возможных толков. И, если искать соответствий в современной российской литературе, то в «Колыбельной» Данихнова Соня, Наташа и пионеры соотносятся с Федором, не с тем, другим.

Но база для соотнесения довольно хлипкая, а мерзости, творимые героями, описываются автором с таким искренним удовольствием, какое не оставляет сомнений: любовь к Ленину и поиск в его лице радетеля за всех обиженных советских детей – лишь камуфляж. Нужен был повод вволю поиздеваться над символами веры всех толков, камня на камне от них не оставив. Зачем? Просто есть работа творения, работа сохранения и работа разрушения. Илья Масодов, кто бы ни скрывался за этим именем, разрушитель. Нет, у меня отклика не вызывает, мой основной пафос охрана контура – сохранение и немного творение. Но стану читать дальше, там еще две части.

Когда люди поступают по-скотски, Бог стыдится и старательно думает своей большой лохматой головой, как исправить дело.

Комментарии


Прикольная, должно быть, книга. Надо прочитать :)
Никогда не слышал о Масодове. Сомневаюсь, что прочитаю всю трилогию, но попробую первую часть.


Как, разве это не вы с tortila говорили об этом авторе, мне все время казалось, что именно из вашего разговора, после моих текстов о Сорокине, узнала о Масодове.


Нет, это не я. Ну или напрочь забыл, что вряд ли: такое, судя по всему, не забывается :)))


Как-то вы так сказали. что прям представился литературный артефакт первостепенной значимости. Да нет, все можно забыть. Я вот, Джульетту де Сада читала лет тридцать назад, а уже ничегошеньки не помню, кроме ее утверждения, что когда по каким-то причинам не могла воспользоваться парадным ходом, подставляла зад и ни разу никто не пожаловался.


:)))
Это не тот случай. Я Маркиза тоже не особенно помню, осталось только общее впечатление. Думаю, от Масодова кое-какие впечатления тоже останутся.
Недавно перебрал сотню последних прочитанных книг. Половину забыл уже навсегда, так что и вспоминать не хочется. Пришёл к выводу, что действительно стоило прочитать не более дюжины. Остальное -- чистая потеря времени. Мастурбация мозга :)


А мне кажется, в любой книге можно найти что-то для себя и извлечь из нее это что-то для собственного пользования. Радость абсолютного узнавания встречается редко, одна на триста пятьдесят примерно. Но просто хороших много. А взять что-то можно даже из Масодова.


Завидую вам, Майя: вы ещё находитесь в стадии не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием. А я уже в стадии бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое"; но это было уже в веках, бывших прежде нас.
Крайне редко что-то действительно новое или хотя бы интересное находится в книгах.
Вот сейчас Барнса читаю. У него есть, если и не новое, то мудрое. А Наринэ Абгарян прочитал только что -- ну и что? Хорошая книга, но всё в ней тривиально-слезливое. Пустое... несколько последних рассказов не стал дочитывать.

Любоваться замысловатостью сюжета или красивым слогом -- тоже занятие довольно бессмысленное. По крайней мере, для меня.
Моя книга должна хотя бы немного поворачивать мозги, корректировать жизненный курс, уточнять понимание мира. Если этого не происходит, значит, время потеряно понапрасну. И такой поворот очень редко происходит, к сожалению. И чем дальше, тем всё реже. На пару тысяч страниц, может быть, один раз. Достаточно сильные корректировки случаются и того реже -- а в художественной литературе так и вовсе почти никогда. Как говорят математики, нигде, кроме, возможно, множества нулевой меры.
Из последних книг, которые существенно (более чем на 1 градус, фигурально выражаясь) изменили моё восприятие, прямо сейчас могу вспомнить только I'm a Strange Loop и что-то про психопатов. Ну, а так чтобы повернуло градусов на 45, уверен, не будет уже никогда.


Красиво. Смысл хорош, но от формы просто восторгом замираю.
Я прямо сейчас читаю то, что переворачивает и перетряхивает меня. Вам не порекомендую, да вы и не взялись бы, это достаточно специфическое чтение и мне бы в голову не пришло, что возьмусь за него еще вчера поутру. Хорошо, что есть ЛЛ и Долгая прогулка, а в ней задание про дневники и письма писателей.
Письма Павла Флоренского с Соловков. Он мой герой уже примерно четверть века, но я прежде и представить не могла масштаба этой личности. И вообще, что такие люди бывают.


Достаточно знаю про Флоренского, а чужие письма вообще никогда не читаю, как и не подслушиваю телефонные переговоры :)
Я не люблю холодного цинизма,
В восторженность не верю, и еще,
Когда чужой мои читает письма,
Заглядывая мне через плечо.


Совершенно мое отношение. Всегда была уверена, что у письма есть конкретный адресат, никто другой не имеет права читать его. И в этом смысле тоже пережила существенную корректировку, едва начав читать. На самом деле, просто проспала распределение заданий, оглашение списка происходит в ночь на первое число месяца, в 00.00 Москвы, по-нашему час ночи. А я в это время сплю. Как Пьеро: "И я б хотел для вас с небес ее достать. Но как мне быть, ведь ночью надо спать?")). Самое заманчивое разбирают те члены команды, которые могут бодрствовать (знаю-знаю, о каком месте из писания вы сейчас подумали, но грешна, чивоуштам). А мне достаются объедки и остатки, на которые никто не позарится. Решила, если уж письма и дневники, то пусть это будет кто-то, кого я люблю. Держала в уме Набокова, если честно, но наткнулась на Флоренского, объем немыслимый, что-то под полторы тысячи страниц и это потрясающе.
Я не люблю насилья и бессилья. Вот только жаль распятого Христа.


Вы читаете мои мысли :)
Лично я Христа не жалею: если бы его не распяли, кто о нём сегодня вспомнил бы? Пожалеть скорее надо его последователей, Флоренского в частности.

Если бы Христос, предположительно, не воскрес, кое-кто умер бы своей смертью. Не исключаю, что и судьба самого Флоренского сложилась бы по-другому. Может быть, тогда он пару полезных теорем доказал бы. (Чем писать измышления про употребление крови христианских младенцев в религиозных ритуалах евреев). А то учился математике, учился, и всё зря :(

Так что в процессе чтения переписки держите в уме и недоказанные теоремы, и младенцев тоже... И главным образом, разумеется, младенцев.
Не хотел этого писать, но не люблю я этого вашего Флоренского...


Даниил Андреев, который тоже не любит этого моего Флоренского, уверяет, что распятие - это когда все пошло не так, страшный откат человечества с верного пути, который был ему уготован. Понимаете, о чем я? Не "так задумано" и не "наиболее полно воплотить замысел Творца в отношении себя", но слом, перескок на тупиковую ветку, действие, отбросившее человечество с пути духовной эволюции, по которому нужно было следовать, восприняв слово.

И этому самому Даниилу Андрееву показывали, сильно удивив и едва ли не возмутив его, Флоренского среди небесных предстоятелей земли русской.

Вы сейчас пробавляетесь сведениями из Вики? Да, я ее люблю и при всяком удобном случае обращаюсь. Но в примерно пятиста страницах "Писем", которые успела оставить позади, не прозвучало ни малейшего намека на антисемитизм.


Без Вики обошёлся. И так знаю кое-что о Флоренском.
Предстоятелями земли русской (и не только русской) считаю Менделеева, Келдыша, двух Капиц, академика Сахарова, Басова с Прохоровым и им подобных Гриш Перельманов (их много, это только примеры). Вот уж можно было бы настоящую икону написать :)


Да я ж не против, больше того, я бы свою дюжину имен прибавила. Но показывали Андрееву Лермонтова и Флоренского. И я понимаю, почему. Да. и не обижайтесь за Вику, пожалуйста. Я-то как раз из нее лет двенадцать назад узнала.


Я за Википедию двумя руками. Это один из самых значительных и полезных проектов всех времён. Если требуется найти какой-то естественнонаучный, художественный, технический или математический факт, прямая дорога ведёт именно туда.
Что же касается политических или моральных оценок, лучше обойтись без Вики.
Каждому своё. Факты ищем в Вике, оценки формируем сами, критически суммируя данные из разных источников. Как раньше присуждали иногда научные степени: "по сумме достижений" того или иного деятеля, события или явления.


Золотые слова, сзнсей (приседая в глубоком реверансе).


Крайне редко что-то действительно новое или хотя бы интересное находится в книгах.
Моя книга должна хотя бы немного поворачивать мозги, корректировать жизненный курс, уточнять понимание мира.

Кажется на эту роль по всем параметрам подходит Заговор против человеческой расы Томаса Лиготти. Мне было бы весьма любопытно услышать ваше и/или majj-s мнение по поводу этого произведения.


Достаточно сильные корректировки случаются и того реже -- а в художественной литературе так и вовсе почти никогда.
Почему-то сомневаюсь, что это произведение художественной литературы чем-то сильно отличается от других подобных, так что сможет попасть в упомянутое множество меры 0. Хотя, чем чёрт не шутит, когда бог спит?
Вероятность попадания во множество меры 0, как известно, равна нулю, хотя событие это произойти и может :)

Почитаю книгу, которую вы рекомендуете :)