Больше рецензий

31 августа 2018 г. 14:37

985

4 Сделано в ГДР

В своем дебютном романе уроженец уральского города Сосьва Ойген Руге рассказывает о четырех поколениях семьи Умнитцер (один советский генерал произносил ее как Умница). Все поколения связаны с Россией, точнее Советским Союзом: кто-то в КПГ, кто-то, сбежав от нацистов, просидел войну в советском лагере, кто-то сам по себе русский, а кто-то просто приезжал в гости к бабушке. В книге вообще очень много русского - от папирос Беломорканал до Литературной газеты, от Prostokwascha до Samowar. Однако если для немца это, наверное, некая ост-экзотика, то для русского читателя, понятно, ничего свежего и бодрящего, даже клюквы нет. Так что авторская изюминка прошла мимо меня, хотя в принципе это было интересно.

Дни убывающего света - это семейная сага, протянувшаяся на весь век - одна героиня еще помнит, как маленькой девочкой ходила в сад смотреть кайзера, ее правнук под конец века играет в DOOM. Основная часть событий происходит однако во второй половине прошлого века в ГДР. Судя по всему, здесь много автобиографического, но насколько много, судить не берусь.

Рассказ все время прыгает из эпохи в эпоху, чередуя различные десятилетия в произвольном порядке. В каком-то смысле это срабатывает - вот тебе мимоходом упомянули, что бабушка была в Мексике, а вот подробный отчет о мексиканском вояже и ты можешь сопоставить реальное и проговариваемое, сверить детали и найти значимые нестыковки. С другой стороны, эти прыжки во времени сильно сбивают с толку, а поскольку набор персонажей примерно одинаковый, отделить один временной слой от другого и выстроить события друг за другом получается не всегда (я далеко не сразу сообразил, что день рождения одного из героев показано несколько раз через разных участников); у книги вообще высокий порог вхождения и цеплять она начинает далеко не сразу, я более-менее начал осознавать ее как единое целое только ближе к концу.

Как и почти любая семейная сага, книга едва ли не бессюжетная и обрывающаяся в никуда, что усугубляется дискретным повествованием вперемешку. И читать про ссоры, скандалы и разборки в одной отдельно взятой русско-немецкой семье на фоне взлета и падения коммунистического режима не то, чтоб совсем не интересно, но как-то после середины энтузиазм увял, потому как в целом одно и то же. Сложные отношения между членами разных поколений выписаны живенько и со знанием дела, но никто не зацепил. С другой стороны, не могу не признать, что процесс развала семьи, раздираемого внутренними и внешними противоречиями, совпавшего с процессом развала страны, производит знатное впечатление. Великолепная сцена, когда отец с сыном в одной комнате орут друг на друга, перечисляя друг другу грехи социализма и капитализма, а в соседней кухне мать готовит рождественского гуся, пытаясь сосредоточиться на рецепте.

Кажется, что книга бы лучше смотрелась в формате трилогии, с подробно расписанными сменами поколений, времен года, экономических формаций и политических режимов, но и так в общем-то вызывает множество разнообразных чувств. У романа собственное течение времени и собственное понимание истории: трагифарс в декорациях загнивающей утопии.

Прочитал благодаря отзыву yuliapa .

Комментарии


Меня впечатлили несколько ГДРовских фильмов - "След камней" (производственная драма с любопытным преломлением советских структур, внедренных в немецкое общество) и "Мне было 19" (этот как раз на тему русско-немецкой идентичности).


Здорово. К сожалению, поддержать беседу не смогу, ибо ничего гдровского не видел, даже фильмов с Гойко Митичем. Могу упомянуть только Гуд бай, Ленин - там ГДР довольно забавно было показано.


Если тебя не забанили в Ютьюб, ничто не сможет тебе помешать их посмотреть (при наличии желания, естественно). "Мне было 19" - фильм Конрада Вольфа, брата Маркуса, что само по себе интересно.


Вот это верно сказанул, шерсть на носу, не поспоришь - наличие желания действительно великая вещь. )