Больше рецензий

30 августа 2018 г. 05:44

1K

4 Автостопом по литературной галактике

Эта книга строится на анализе других книг, как "Тысячеликий герой" Джозеф Кэмпбелл, "Морфология волшебной сказки" Владимир Проппа, работ Карла Юнга, греческой мифологии, а также суждений основанных на личном опыте автора. При чтении многое казалось знакомым, что и не удивительно, ведь многии книжные и кино истории построены по этой схеме, и автор приводит в пример моменты из известных книг и фильмов. Я же вкратце обрисую структуру книги.

В первой части говорится о главных архетипах, которые могут быть ярко выраженными, совмещать в себе несколько или из одного становиться другим. И в первую очередь они включают:
Герой, который открывает нам мир описываемых событий, он тот кто больше всех учится, развивается, действует, встречается со смертью, жертвует чем-то, обладает универсальными качествами характера, а также недостатками, делающими его более человечным. Герой может быть решительным или сомневающимся, антигероем, коллективистом или одиночкой, катализатором изменений других персонажей.
Наставник, в эту группу входят все, кто наставляет, защищает, делится опытом, выступает в роли совести героя. Наставник может быть негативным персонажем, но даже тогда его главная функция воодушевить героя, помочь ему преодолеть страх.
Привратник, у каждого порога в новый мир стоит грозный страж, призванный не пускать недостойных. Они зачастую не являются главными антагонистами героя. Это также препятствия, с которыми мы сталкиваемся каждый день, как плохая погода, невезение, запреты, предубеждениями, враждебные люди. На более глубоком уровне - это неврозы, пороки, душевные раны, которые сдерживают рост и развитие героя.
Вестник, сила бросающая вызов герою, провозглашая необходимость перемен, ведь где-то в глубине души мы знаем, когда готовы меняться и в этот момент появляется гонец. Это может быть внутреннее побуждение, внешнее событие или персонаж.
Оборотень, отражение анимуса и анимы, как писал К. Юнг

Анимус — это элементы мужской природы в женском бессознательном, клубок позитивных и негативных маскулинных образов во снах и фантазиях. Анима — соответственно, женское начало в бессознательном мужчины.

Задача оборотня, посеять сомнения в душе героя.
Тень, воплощает энергию темных сил, невыраженные, подавленные аспекты чего-то. Если привратники это неврозы, то тень отражает психозы, всерьез угрожающие герою. Бросая вызов, она создает конфликт, который дает возможность показать лучшее в герое.
Союзник, представляет нереализованные стороны личности, которые необходимо заставить работать. Это и компаньон, и спарринг-партнёр, закадычный друг, совесть и смех. Он помогает более всесторонне и полно раскрыть образ героя.
Плут, олицетворят озорство и жажду перемен. Обуздывает эго героя, заставляя его, вместе со зрителями спустится с небес на землю, разряжает атмосферу смехом.

Во второй части, Воглер знакомит читателя с путем героя, который включает такие этапы:
1. Герой предстает перед нами в обыденном мире.
2. Привычный уклад жизни героя
3. Герой пребывает в нерешительности и пытается противостоять зову.
4. Но в этот момент на сцене появляется наставник.
5. Воодушевленный его поддержкой, герой переступает первый порог и входит в особенный мир.
6. Здесь он сталкивается с испытаниями, приобретает союзников и врагов.
7. Герой приближается к сокрытой пещере и преодолевает второй порог.
8. Наступает момент главного испытания.
9. Одержав победу, герой получает награду.
10. На обратном пути в обыденный мир его преследуют враждебные силы.
11. Герой преодолевает третий порог и переживает возрождение. Полученный опыт изменяет его.
12. Герой возвращается в обыденный мир с эликсиром, наградой или сокровищем.
Каждый из этих пунктов он описывает подробно, с примерами, и в конце каждого читателя ждут вопросы-задания, помогающие проанализировать существующие книги/фильмы, задумать над своей историей (если такая имеется).

Стоит помнить что здесь представлена обобщённая модель, и произведение искусства не обязано следовать какой либо схеме, оно может нарушить все "правила", удивить зрителя. Но в тоже время эта книга очень помогает структуризировать знания, особенно тем, кто практикуется в писательстве, с ней можно построить структуру, обозначить проблемы, конфликты истории, ведь намного лучше импровизировать, отходить от шаблонов, когда ты отлично знаешь все шаблоны и архетипы, в чем данная книга идеальный помощник.