Больше рецензий

Jenna_A

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

30 августа 2018 г. 02:18

381

3.5 На мой личный вкус, блюдо недосолено.

Признаюсь, в детективном и мистическом жанрах мой читательский опыт пока довольно скуден, а уж в области японской литературы он и вовсе нулевой (если не считать Кадзуо Исигуро, который представляет скорее британскую литературу, нежели японскую). Но я потихоньку исправляюсь. А с чего же начать, как не с проверенной временем классики? Сборник рассказов Эдогавы Рампо живет на моих полках аж с 2003 года, он был в числе моих первых самостоятельных книжных приобретений, однако до недавних пор лежал не прочитанным. Откровенно говоря, пролежи он еще лет 20, я, наверное, мало что потеряла бы.

Рампо является значимой фигурой в японской литературе, его сравнивают с Эдгаром Аланом По, творчеством которого он вдохновлялся. Пожалуй, можно согласиться с этим в том плане, что в рассказах этих двух авторов прослеживается схожая атмосфера чего-то такого зловещего, холодного, мрачно-призрачного: будто зябким осенним вечером стоишь под моросящим дождем на пустынной улице с необъяснимым чувством тревоги, хотя окружающая обстановка не таит в себе никаких объективных опасностей.

Истории сборника можно подразделить на две категории: мистика и детективы. "Рассказы об ужасном", как их называют, по правде говоря, с малой долей вероятности способны напугать современного читателя - даже не особо искушенного в плане всякой крипоты. В мою школьную бытность по телевидению шел сериал детских ужастиков "Боишься ли ты темноты" - истории там были коротенькими, незамысловатыми и довольно наивными (из разряда страшилок, рассказываемых в пионерском лагере). Так вот мистические истории Рампо напомнили мне тот сериал своей простотой и бесхитростностью. Приведу пример: герой одного из рассказов увлекался зеркалами и так помешался на этой теме, что малость тронулся умом, а однажды ***далее следует супер-мега-СПОЙЛЕР*** сделал зеркальный шар, забрался внутрь и, о ужас, совсем сошел с ума. Ииии.... Это всё. Конец. Нет, ясное дело, автор смакует мистический флёр зеркала как необычного предмета, постепенно нагнетая степень одержимости отражениями, но... что сказать, просто ведь, как три копейки. И так с каждым мистическим рассказом - они оставляют после себя ощущение какой-то неполноты, когда обертка сюрприза оказывается много лучше содержимого. Несколько выделяется своей идеей рассказ "Человек-кресло", но и то лишь потому, что в нем автор стремится не столько напугать читателя, сколько вызвать брезгливо-гаденькое чувство - примерно как Зюскинд в "Парфюмере".

Что касается рассказов детективных, то они, пожалуй, поинтереснее, но до уровня того же По все-таки не дотягивают, на мой субъективный взгляд. Автор любит, так сказать, закрутить интригу, 2-3 раза перевернуть все с ног на голову и обратно. Если все улики указывают на Васю, то убийцей непременно окажется Петя. Очевидно, что все это должно произвести на читателя эффект неожиданности, но, увы, не производит по той простой причине, что каждый следующий коварный маневр угадывается с досадной легкостью. Признаться честно, в моих фантазиях интрига закручивалась всегда на один или несколько оборотов сложнее, чем замысел автора. Хотя я, повторюсь, читатель не искушенный. Тут, вероятно, фишка в том, что Эдогава Рампо был в числе первопроходцев жанра, и с тех пор множество его последователей успели представить читателям миллион детективных шаблонов. И еще я для себя поняла, чего мне всегда не хватает в классическом детективе, - остроты действа, чувства опасности, ведь современный детектив в отличие от классического - это не только головоломка, но почти всегда еще и триллер. Возможно, поэтому произведения Рампо сейчас кажутся пресными, тогда как в свое время они, не сомневаюсь, производили впечатление на порядок выше.

Книга прочитана в рамках игры "Книжное путешествие".