Больше рецензий

Vitalvass

Эксперт

Эксперт по литературным испражнениям Лайвлиба

29 августа 2018 г. 22:14

2K

5 Эпичненько!

Вчера и сегодня я решил освежить воспоминания об одной из любимых книг раннего детства. Читал я ее, когда мне было лет 9-10. Привлекла меня, конечно, обложка с весьма брутальным для моего тогдашнего восприятия главным героем с окровавленным мечом, напоминающий эдакого Конана.
картинка Vitalvass

На поверку Тиль оказался круче Конана с Куллом, Гераклом и Зеной-Королевой Воинов вместе взятых. Это вечно молодой душой и телом герой, умеющий и пошутить, и выпутаться из любой беды, и придумать хитроумный план, и при этом обладающим просто титановым внутренним стержнем, невероятной силой воли, бесконечной мотивацией, своеобразным кодексом чести. Он прирожденный лидер, непревзойденный дипломат, любимец женщин и фортуны, герой, которого Фландрия не заслужила.
Нельзя не вспомнить советский фильм "Легенда о Тиле", почему-то считающийся очень хорошим. Тот, кто действительно читал произведение де Костера, никогда не будет петь дифирамбы фильму, с его мрачной атмосферой, убогой актерской игрой, вечным провисанием сюжета, фильму, в котором нет атмосферы приключений, драйва, юмора. Уленшпигель Лембита Ульфсак - это абдуловообразный грустный клоун, а не сверхчеловек во плоти. Какой-то волосатый, вечно печальный дохляк... А Леонов? Леонов просто играет Леонова, вечно улыбается, трясет лысиной и говорит что-то своим винни-пуховским голосом. Какой из него Ламме? Я бы вот такому актеру дал какую-нибудь второстепенную роль (монаха, например, очередного), но видеть это на протяжении 5 часов - я же не мазохист! К сожалению, я не вижу среди известных советских актеров того времени НИКОГО, кто мог бы сыграть Уленшпигеля, потому что рожденный ползать летать не может.
Фильм должен был быть динамичным, он должен заставлять зрителя сидеть, как на иголках. От адской жести, побуждающей выблевать свой завтрак или дрожать от страха, должен быть переход к вдохновляющим моментам, заставляющим зрителя подпрыгивать от желания вскочить на осла и нестись навстречу к приключениям, фильм должен заставлять рыдать и смеяться. А что я увидел? Очередную муть!
Уленшпигелю не повезло родиться в эпоху инквизиции, которую автор изобразил просто с адской ненавистью к католической церкви, монахам и Испании. Я-то как атеист совершенно не против, чтобы святую церковь немного прижали, но вызвало возмущение то, как де Костер изобразил бедного короля Филиппа. Того, что он сжигал еретиков и боролся с реформацией, автору показалось мало. Он сделал его самим воплощением зла и морального уродства, король с детства привык мучить животных, сжигать живьем мышей и обезьян, еще у него были проблемы с женщинами. Это один из недостатков книги, что если персонаж отрицательный, так он отрицателен абсолютно во всем, это касается не только Филиппа, но еще и рыбника, скатившегося до самого морального дна, и "Ганса".
Но с другой стороны, этим книга и привлекает, что характеры в ней гиперболизированы, утрированы максимально. Если автор показывает героя, то тот не знает предела своему героизму и упорно идет к своей цели. А если злодей - так тот просто купается в крови. Но зато и драматический накал достигает своего максимума, и это очень идет произведению, вписывается в его стиль.
Чем больше безумств творит святая Инквизиция, сжигая еретиков, закапывая живьем юных девушек, топя "ведьм", чтобы проверить, не всплывут ли они, тем больше хочется, чтобы "хорошие парни" прошлись по католической церкви огнем и мечом. И автор дает возможность добру провести оглушительный реванш, который полностью морально удовлетворит читателя. Не вдаваясь в описания сражений, тактики и стратегии, автор больше нажимает на эмоциональную сторону противостояния. Гезы идут в атаку с песнями, с лозунгами, не щадя себя, и понимаешь, что у проклятых католиков нет шансов спастись от народного гнева.
Особый интерес вызывает мистическая сторона книги. Несмотря на то, что главные герои все-таки исповедуют христианство, в книге встречаются откровенно языческие моменты, обряды, ритуалы, сверхъестественные существа, явно не побывавшие у Ноя в его ковчеге. Мне трудно сказать, хотел ли автор подчеркнуть внехристианскую сущность своего героя? Ведь Уленшпигель в самом деле представляет из себя язычника, он открыто исповедует "око-за-око, зуб-за-зуб", он не прощает своих врагов. Он словно воплощает в себе силу природы. Между тем христианский бог никак себя не проявляет и чудес не дает. Он не пускает молнии с неба, и несчастных мучеников от костра и веревки не спасает. А обряды Катлины дают результат. И сам Уленшпигель воскрес явно не по воле какого-нибудь Яхве. Да, есть над чем подумать...
Стоит похвалить и язык автора. Многих раздражает, что автор по 50 раз использует одни и те же фразы, но по мне они вписаны туда очень гармонично и вызывают нужные эмоции. "Пепел Клааса бьется о мою грудь", " "Пробейте дыру в моей голове, душа просится наружу", "Да здравствует гёз!", "Слово солдата - закон", "А все имущество досталось королю", "А Филипп не смеялся" - по-моему, винрарно, отлично звучит.

Комментарии


Насчёт фильма согласен, за исключением того, что Леонов мне там понравился, по-моему, отлично подходит для роли. Задумался, кто мог бы сыграть Тиля в наши дни... и среди русских актеров никого не придумал. Может, за рубежом бы смогли снять достойную версию.

Читали ли Вы произведение Григория Горина "Да здравствует Тиль!" ?

Что такое "винрарно"? Сделайте ликбез, плиз!


чуть спутал: оно называется просто "Тиль"


"Да здравствует Тиль" - это наверно первооснова сценария, по которому и был снят этот унылый фильм.
Винрарно - это хорошо, здорово, соответствующе


Теоретически за рубежом могли бы снять приличную экранизацию, но Тиль не вписывается в образ ни современного киногероя Голливуда, ни киногероя даже середины 20 века. В типичном голливудском фильме линия Тиля представляла бы собой месть за родителей, и только. Или спасение Неле от какой-нибудь беды, чтобы побольше мотивации было. Это обязательно сделало бы Тиля типичным, банальным, потому что в глазах западного зрителя книжная мотивация Тиля совершать подвиги показалась бы опасной, чрезмерной. По идее он должен был удовлетвориться местью рыбнику - и все, а он, видите ли, стал движущей силой нидерландской революции. И если Тиль станет обычным, то и фильм будет проходным, иллюстрацией каких-то отдельных моментов, не более.
Проблема Тиля в том, что читатели и возможные зрители не могут ассоциировать себя с ним, потому что он слишком сильная личность. А без ассоциирования современное кино не работает. Значит, Тиля придется делать слабее, давать ему сцены, где он будет рыдать в подушку или бояться кого-то.