Больше рецензий

DrosteSpargers

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

29 августа 2018 г. 19:52

3K

0 «Все, что существует, познается только через свою противоположность.»

Хаксли - автор, достаточное количество времени бывший для меня «котом в мешке». И коль уж подвернулась счастливая возможность с ним познакомиться, я не преминул ей воспользоваться. «Контрапункт» - труд объемный, как по количеству знаков, так и по количеству идей в нем затронутых, если мне не изменяет память, он стал самым большим произведением автора. А лучшим ли? Это решать точно не мне.Открывающая сцена не только внушает уважение, но и задает своеобразную планку всему произведению, здесь мы «пробуем книгу на вкус» и примерно представляем, чего же ждать дальше. Игра словами, эмоциями, настроениями, и подтекстами, демонстрируемая в, казалось бы, элементарной семейной сцене, отныне станет сопровождать нас на протяжении всего чтения. И правда, диалоги в книге просто великолепны. Само произведение, прежде всего детальный снимок нравов и общественных настроений тех времен. Снимок, очень четко запечатлевший каждую мелочь на духовном, интеллектуальном и бытовом уровне. Чтение книги сравнимо с просмотром костюмированного документального фильма о временах и характерах, сопровождаемого комментариями режиссера. Хаксли мастерски вплетает в уста своих персонажей самые разнообразные, злободневные и не очень темы. Каждый из них воплощает здесь мнение по тому или иному вопросу. Истово споря, приводя аргументы и контраргументы, доказывая свою правоту, нас ведут за собой в дебри рассуждений, в попытке кристаллизовать те мысли, которые автор хотел бы донести. Затрагиваемых тем и правда много, иногда даже складывается впечатление, что идея романа родилась в момент, когда автор не знал, что делать с накопившейся кипой своих зарисовок, эссе, и дневников, а затем, в озарении, решил создать из всего этого «Контрапункт». Посредством этой книги, он словно преследовал ту же цель, которая заставляет иных романистов выпускать сборники малой прозы.Впрочем, теперь к минусам. Главный недостаток на мой взгляд, в том, что в произведении нет сюжета, действия и главных героев. А значит и сюжетных конфликтов, которые по сути своей предполагают развитие персонажей. Персонажи, не сталкиваясь с обычными для всякого художественного романа преградами и испытаниями, в результате которых они должны меняться и расти, остаются статичными до самого конца повествования. Всего лишь манекены, пусть и безупречные. Читалось тяжело, но не в плане понимания материала, а скорее в концентрации на оном. Из-за монотонности повествования и отсутствия чего-либо, кроме бесконечных разглагольствований, мысли то и дело убегали в повседневность, и возвращаясь к чтению, зачастую приходилось перечитывать последние несколько страниц.
"Роман идей. Характер каждого персонажа должен выясняться, насколько это возможно, из высказываемых им идей. В той мере, в какой теории являются разумным обоснованием чувств, инстинктов и настроений человека, это достижимо. Главный недостаток идейного романа: в нем приходится писать о людях с идеями, то есть об одной сотой процента всего человечества. Поэтому настоящие, прирожденные романисты таких книг не пишут. Но ведь я никогда не считал себя прирожденным романистом. Большой недостаток романа идей - в его искусственности. Это неизбежно: люди, высказывающие точно сформулированные суждения, не совсем реальные, они слегка чудовищны. А долго жить с чудовищами утомительно."
Освещаемые в книге темы не новы, и вряд ли вы испытаете некий культурный шок от нового взгляда на старые человеческие грешки. Степень же довольства произведением, зависит от того, насколько интересна лично вам освящаемая в конкретной сцене идея. И насколько большее количество таких сцен вам придется по душе, в той мере вы и останетесь довольны чтением. Порой сводит скулы от скуки, порой затягивает, но каюсь, я все же в основном скучал.