Больше рецензий

29 августа 2018 г. 12:02

2K

3.5 Клеймо прошлого

Одно меткое слово — какая же это губительная, разоблачающая сила! Оно мигом сжигает всю маскировку, всё прикрытие, весь камуфляж. Верное слово, произнесённое невзначай, совершенно бездумно.

Сразу скажу, что это было моё первое знакомство с господином Ротом, и в целом он оставил положительное впечатление, хоть и без восторгов. Сначала автор пытается показать частную и на первый взгляд не очень значительную историю с разных углов, постепенно открывая нам всё новые подробности из жизни героев. По мере повествования, он приоткрывает скелеты в их шкафах, наглядно показывая связь между прошлым каждого из них и тем, к чему они пришли на момент рассказа. Однако, чем дальше мы читаем, тем очевиднее, что локальная драма Коулмена Силка является ничем иным как отражением проблем, поразивших всё общество. Рот поднимает здесь множество больных американских тем – от расизма и сегрегации до Билла Клинтона и скандала с Моникой Левински; от войны во Вьетнаме и судьбы её ветеранов до участи необразованных женщин; от урбанизации и её влияния на маленькие городки до изъянов в системе образования, от отношения к старикам до проблем иммигрантов, пусть даже речь идёт о симпатичных европейских профессорах…

Никоим образом не хочу принижать значимость всех этих вопросов, просто роман получился каким-то слишком американским, и лично мне эти проблемы не то что бы не понятны – они мне просто не близки, а потому не слишком интересны. Основная сюжетная линия сама по себе занимательна, вот только её темп, как мне кажется, излишне затянут. Думаю, что не погрешу против истины, если скажу, что роман легко можно было бы сократить вдвое, и он бы от этого только выиграл. Плюс, я не являюсь большим поклонником разрывного повествования с постоянными рестроспективами прошлого и заглядыванием в будущее. Но это уже вкусовщина, конечно…

А объективно чувствуется, что Рот – писатель очень высокого класса, сразу видна работа мастера: как он вводит персонажей, как изящно и плавно он превращает их в живых героев, в личностей, встраивает их в сюжетную линию. И всё для того, чтобы показать нам невозможность быть полностью независимым от общества, от принятых в нём норм, от нападок и зависти, от ложного морализма и социальных проблем. Вот оно, то самое «людское клеймо». В борьбе отдельно взятой личности и социума, человек всегда терпит поражение. Даже попытавшись скрыться от незримого общественного надзора, ты всё равно не сможешь убежать от своего прошлого. Рано или поздно оно тебя догонит – притом, чем позже, тем больнее. Уж на что Коулмен Силк пытался быть творцом собственной жизни, а всё равно не получилось. Прошлое, от которого он давно отказался, заплатив за это немалую цену, всё равно не отпустило его и настигло с самой неожиданной стороны... Узнав тайну еврейского профессора, обвинённого на старости лет в расизме, нельзя не поразиться злой иронии судьбы, её глумливой усмешке.

спойлер
И особенно мне понравилась предложенная Ротом концовка: разговор писателя с убийцей на застывшем озере. Пожалуй, самый сильный момент в книге, ещё яснее дающий понять, что Силка убил не столько Лес Фарли, сколько общество – то самое общество, которое «убило» и Леса.
свернуть