Больше рецензий

28 августа 2018 г. 22:27

3K

4 В начале славных дел

картинка rotmistr1980
С этой книгой у меня связана целая история. Ещё в 2001 году будучи студентом исторического факультета, я узнал о приключениях китайского судьи Ди от преподавателя истории Древнего Востока. Рассказчиком он был обалденным и я запомнил автора, решив непременно познакомится с этим циклом в будущем. К моему удивлению в магазинах в свободном доступе книги тогда у нас не было. Время шло я закончил институт, но пошёл не преподавать, а работать в милицию. Там со свободным временем было сложно и сочинения ван Гулика мне так в руки и не попали. Но я не забывал о своём желании и периодически вспоминал о персонаже. И вот наступил 2018 год, работаю я теперь уже седьмой год в школе, времени свободного стало поболее и могу спокойно рассказать вам про только что прочитанную мною книгу.
Роберт ван Гулик нидерландский востоковед, дипломат, музыкант и писатель прославился благодаря тому, что сделал героем своего детективного цикла реально существовавшего человека, проживавшего в VII веке в Китае. Да, судья Ди вполне исторический персонаж на биографию которого автор как-то наткнулся и даже перевёл её на английский язык. Многих моих знакомых настораживает формулировка "китайский средневековый детектив".
Один мой товарищ так и заявил:
- Это даже не приключения Шерлока Холмса жившего в конце XIX века, это раннее Средневековье. О чём там можно написать, что за расследования ведёт этот китаец и понятно ли будет мне происходящее?
Ван Гулик ориентировался на простого читателя. В 1950 году, он создал не идеальное, но интересное произведение с прочтением которого проблем возникнуть не может, в принципе. Доступный стиль изложения, яркие диалоги и минимум исторических терминов. Каждая история о судье Ди это расследование трёх, зачастую не связанных между собой (или связанных) преступлений, что характерно для традиционных китайских детективных романов. Да, да этот жанр был у китайцев ещё в Средние века.)
"Тайна Золотого Будды" - это первая история цикла. Она рассказывает нам о блестяще образованном молодом судье Ди отлично закончившем учёбу в столице. Устав от работы с бумажками и наплевав на скорый карьерный рост и радужные перспективы, он соглашается на работу в провинции. Решил поработать "на земле" так сказать. Местом назначения стал приграничный портовый городок Пэнлай (должность судьи в средневековом Китае давала не только право вершить суд, но и руководить силами правопорядка и расследованиями уголовных преступлений).
Автор, в самом начале лихо закручивает сюжет, ведь верными помощниками молодого судьи становятся напавшие на него разбойники (бывшие солдаты империи), а на новом месте службы его ожидает раскрытие таинственного убийство старого судьи, призрак, исчезновение молодой женщины, заговор и много ещё чего.
Интересно, что повесть мне показалась неровно написанным произведением. Оно то захватывала меня, то сбивала своей кажущейся простотой. Впрочем проблемой это было только для меня. Стиль изложения ван Гулика несколько примитивен, но зато ты не путаешься в сложных китайских и корейских именах и названиях (почти не путаешься), всегда держа руку на пульсе. Главный герой в первой книге пока не раскрыл для меня свой внутренний мир, но зато зарекомендовал себя человеком проницательным, порядочным, честным и отважным.
Для чтения я выбрал издание "Центрполиграфа" так как узкая тоненькая книжечка в твёрдой обложке (стилизация под китайскую книгу с иероглифами по вертикали) приятно выглядит и не занимает много места. И хоть качество бумаги заставляет желать лучшего и имеются опечатки, издание мне всё равно пришлось по вкусу.
Закрыв последнюю страницу я прислушался к своим ощущениям и понял, что книга мне понравилась, а значит новая встреча с судьёй Ди не за горами.

Комментарии


где-то находила информацию, что первая книга это чуть ли не перевод с китайского реальных историй, а вот остальные это уже чистая выдумка Гулика. не знаю, насколько это так.
про издание: я его собрала полностью, но к моему огромному разочарованию оказалось, что в нём вышли не все повести(


Совершенно верно у нас вообще изданы в России не все повести. Первой написанной историей о судье Ди была «Убийство на улице Полумесяца» в 1950 году. Она вряд ли имеет исторические корни.) Хотя кто знает.


Обожаю ван Гулика. Спасибо.