Больше рецензий

25 августа 2018 г. 18:29

2K

5 Русский менталитет в произведениях Салтыкова-Щедрина

Август выдался у меня месяцем исконно русской классики, за исключением "Фиесты" Хемингуэя, так как читала роман на рубеже июля и августа. Именно в этом месяце я как то сильнее прониклась русской литературой, прониклась неким патриотизмом, во мне будто забурлила русская душа. Салтыков-Щедрин, как и многие русские классики, обыгрывает историю нашей страны в сатирическом ключе. В своих произведениях Салтыков-Щедрин собрал как пороки нашего народа так и его положительные стороны.

История одного города. Вообще, я бралась за это произведение ничего о нем не зная. Но почему-то думала, что "один город" в названии это Санкт-Петербург. Мда, вот, что значит Питер головного мозга. Мне было немножко не понятна к какому жанру нужно относить это произведение. Оно не такое и большое, во время чтения всплывают моменты, в которые поверить было сложно, но сам автор позиционирует свое произведение как некие хроники. Салтыков-Щедрин собирал по крупицам историю города Глупов. Критики же относят произведение к жанру «сатирический роман», как мне кажется, это очень правильное определение. Этот роман пропитан сатирой и иронией над России того времени. Даже то, что автор называет жителей города "глуповцами", уже является большой насмешкой и в то же время художественным приемом. "Власть" - это основная тема произведения «История одного города», которая по-новому раскрывается в каждой главе, она видится через призму сатирического изображения современного Салтыкову-Щедрину политического устройства России.

Для того чтобы воровать с успехом, нужно обладать только проворством и жадностью. Жадность в особенности необходима, потому что за малую кражу можно попасть под суд.


Господа Головлевы. Роман – история одного семейства и в то же время – калейдоскоп искалеченных личностей. Главная проблема романа – семейные ценности, их сохранение и истинность. Идея – показать на примере одного семейства гниль и духовное убожество так называемой аристократии, которая давно утратила духовные ценности, хоть и убеждает себя в обратном. Гниение этого семейства раскрывается понемногу в каждом из образов. Здесь же Салтыков-Щедрин иронизирует на счет воспитания детей, родителей и семьи в целом. Он поднимает уже давно принятую в русской классической литературе проблему "отцов и детей". Здесь автор хочет сказать, что излишнее баловство и любовь детей может привести не к самым хорошим последствием. А нелюбовь к детям приводит к еще более губительному и трагичному финалу. Значит лучше воспитывать детей в меру: не избаловывать их, но и воспитывая в любви и понимании.

Мы, русские, не имеем сильно окрашенных систем воспитания. Нас не муштруют, из нас не вырабатывают будущих поборников и пропагандистов тех или других общественных основ, а просто оставляют расти, как крапива растёт у забора. Поэтому между нами очень мало лицемеров и очень много лгунов, пустосвятов и пустословов. Мы не имеем надобности лицемерить ради каких-нибудь общественных основ, ибо никаких таких основ не знаем, и ни одна из них не прикрывает нас. Мы существуем совсем свободно, то есть прозябаем, лжем и пустословим сами по себе, без всяких основ.


Вот вроде бы Россия показана в произведениях совсем не яркой и солнечно, а даже наоборот туманной и... страдающей. Но не смотря на это произведения безумно нравятся и я объяснить это толком не могу. Большинство произведений русской классики представляют собой депрессивные, а иногда и тяжелые толмуты, несущие в себе серьезные проблемы, терзающие авторов и читателей как тогда так и сейчас и произведения Салтыкова-Щедрина не стали исключением. Но не смторя на написанное мною чуть выше, такие произведения меня часто цепляют и нравится, самый мой любимый автор-классик-депресняк - это, конечно же, Федор Михайлович Достоевский. Но речь не о нем. Возможно в этой необъяснимой любви к нашей классики и заключается наш русский менталитет: мы читаем о пороках страны, но все равно продолжаем ее любить, жить в ней и переживать за ее будущие.