Больше рецензий

MarchCat

Эксперт

по тёплому и ламповому чтению

25 августа 2018 г. 14:06

2K

4 Краткость — сестра таланта

Для меня ценность этой книги состоит не в писательских советах, которые даёт автор: будьте лаконичными, избегайте банальностей, пишите каждый день, перечитывайте и исправляйте свои работы, сохраняйте индивидуальность. Всё это прописные и давно известные истины.

В книге Уильяма Зинсера меня подкупила его пламенная страсть к литературе и преклонение перед чистым и точным слогом. Всю жизнь посвятив писательскому ремеслу, он тем не менее не закостенел в своей профессии, а сохранил в себе детскую способность удивляться и радоваться удачно подобранному выражению или гармонично составленному предложению. Его одержимость словом подкупает, его невероятная трудоспособность мотивирует. Он заставляет поверить читателя в собственные силы и сразу же, не отходя от кассы, испробовать их. Ведь для того, чтобы писать нехудожественные тексты, нам даже не нужно обладать таким важным для романистов качеством, как фантазия. Мы просто должны научиться ясно, без лишней воды и пафоса, выражать свои мысли.

Но насколько эта задача может показаться простой и само собой разумеющейся, настолько она и сложна. Писать коротко и конкретно почти всегда оказывается труднее, чем размашисто и непонятно. Мы часто идём на поводу у своего непомерного эго. Нам хочется показать весь объём нашего обширного словарного запаса и, как можно извращённее, поиздеваться над предложением, превращая его в многострочного монстра, плюющегося причастными оборотами и подчинительными связями. Мы гонимся за количеством строк, слов и символов, забывая о главном — смысле текста. В этом плане Зинсер оказывает нам большую услугу, охлаждая наш графоманский пыл и заставляя выкинуть всю «воду», но при этом оставить своё сочинение сочным.

В книге представлено огромное количество примеров, выдержек из различных газетных статей, автобиографий, публицистических изданий, которые оказали глубокое влияние на творчество автора. С точностью хирурга исследует он каждый из этих текстов, показывая нам, почему некоторые приёмы в них можно считать удачными, а другие скучными и предсказуемыми. Этим же он вовлекает читателя в интереснейшую игру, пользу и удовольствие от которой я уже успел испытать на себе. А именно он предлагает нам искать литературные жемчужины среди необозримых залежей песка бесталанности и банальности. Шедевр можно найти и в журнале по садоводству, и в глянцевом издании для домохозяек.

Последняя глава книги называется «Пишите как можно лучше». К чему и я вас хочу призвать. Не стоит зацикливаться на чьих-то советах и чужом опыте. Не бойтесь учиться на своих собственных ошибках. Есть вы и белый лист бумаги, и если вам есть чем поделиться с другими людьми, то дерзайте! Но не забывайте, что хорошие писатели получаются только из неугомонных читателей. Хотя, если вы читаете мою рецензию на этом сайте, то и в этом вашем качестве я ничуть не сомневаюсь.

картинка MarchCat

Комментарии


Я во многом согласна, в том числе и про краткость. Но совет быть лаконичным - тоже очень избит и предсказуем) ясно, что вставлять красивые слова ради красивых слов бессмысленно, но существуют писатели ( и таких огромное количество: от Памука до Камю), последуй которые пресловутому назиданию быть кратким, потеряли бы свою привлекательность. Художественный текст - не инструкция к стиральной машинке, в нем есть мелодия, ритм. А писать как по кочкам, но лаконично - не большое искусство)