Больше рецензий

24 августа 2018 г. 13:57

289

3 Момент Забвения

Вы можете прочитать эти сто страниц и не читать ничего более. Серьезно (нет).

Процитирую нечто из отзывов «Пьер Байяр — хитрожопый француз». Согласна. А еще софист, фантазер, антилогик. Но он всех нас сделал. На секунду он заставил каждого поверить, что читать — не обязательно.

Он страницу за страницей пытается навязать мысль, приводя примеры, убийственные факты и живые жизни для того, чтобы показать, что чтение — утомительное, неблагодарное занятие, и каждый просвещенный (читай, хитрый) представитель мирискусства делает все, лишь бы не утруждать себя скучным занятием. И при этом любой культурный дурак обладает магическим свойством рассуждать о произведениях, о которых он не читал.

Но. Мне кажется, он сам этому не верит — и втайне посмеивается над читателем. Все это с легкостью можно разглядеть между строк. Пьер любит чтение. Просто он решил бросить вызов миру — и ему это удалось.

Основная выдержка: искусство говорить о книгах — это искусство риторики, разговоров о мире, где вместо реальной книги вы выставляете напоказ свою виртуальную библиотеку и прячетесь за книгой-ширмой — теми образами, которые оставило после себя произведение — помножить на ваше восприятие, опыт и ассоциации. И так как книг — бесконечно множество, незачем тратить время. Чтобы прочитать все, достаточно просто ориентироваться в книжном мире и уметь преподать свои знания грамотно, ловко и вовремя. Все прочтенное подлежат забвению.

Вся его книга — это одна большая попытка оправдать лень не-читателя.

Тем не менее. Есть несколько стоящих мыслей: помимо того, что стоит следить за сюжетом книги и за художественными приемами автора, необходимо понимать, какое место это конкретная книга занимает в виртуальной библиотеке мира. Кто ее автор, кто ее соседи на полке, кому она нравится, куда все приведет.

Еще — не надо бояться говорить о книгах. Это получится у любого, чей культурный пласт толще Азбуки.

Еще — каждый воспринимает книгу индивидуально, но это не мешает всем читателям мира находить общие черты и испытывать схожие чувства. Это не лишает книгу той магии, которая объединяет.

Я бы назвала эту книгу «искусство ловкого рта» и сделала бы обязательной в ВУЗах - как пособие для того, чтобы из целого вороха мыслей выбрать только правильные и претворить их в жизнь.
В книге много практичных советов: что нужно делать, чтобы слыть интеллектуалом. Что нужно делать, чтобы не бояться книг и начитанных людей. Что нужно сделать, чтобы убедить себя, что чтение — неважно.

Не думаю, что согласна и с его делением книг — «книги, о которых мы ничего не знаем», «книги пролистанные», «книги, содержание которых мы забыли» и так далее. Так может говорить только человек очень поверхностный и не обладающий элементарной культурой чтения. Книги, которые нас задели, зацепили, подарили свежую мысль или импульс, останутся в памяти, будут влиять на поступки, изменять характер и преобразовывать все вокруг — руками читателя.

Стоит обязательно почитать тем, кто любит говорить о книгах. Или ходит в книжные клубы. Или так или иначе связывает свою жизнь с литературой.

Самое противоречивое, что удалось узнать за последнее время. Иной взгляд на чтение, книги, критеков, литераторов, писателей. И яркая насмешка над обществом, угроза тем, кто готов попасть под влияние автора и навсегда отказаться от особого способа познания — через напечатанные, написанные, созданные кем-то когда-то строки.

Не откажусь. И не подумаю даже.

В разговоре о книге не такую важную роль играет книга, как сам момент разговора.
Культура - прежде всего умение ориентироваться.
Кроме денег и секса, есть мало областей жизни, о которых было бы так же трудно услышать от людей правду, как о прочитанных книгах.

Источник