Больше рецензий

sleits

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

24 августа 2018 г. 04:20

3K

5

Очень долго я охотилась за этой книгой - не было подходящего издания по адекватной цене, в электронном виде читать не хотелось, надеялась, что книгу издадут в более бюджетной серии. А почитать очень хотелось. Сейчас я понимаю, как же здорово, что я не купила книгу (но теперь я это обязательно сделаю!), ведь так получилось, что я эту книгу прослушала в аудио формате (да ещё и в чудесном исполнении Князева), да ещё и всей семьей. Предстояла долгая поездка на автомобиле, и помимо музыки, которую я мучилась подбирала в дорогу, я закинула парочку аудиокниг (из принципа, что первое под руку попалось в интернете), и среди них оказались "Гуси". Музыка в дороге действительно быстро надоела, и тогда настала очередь книг. Сначала прослушали "Федота-стрельца" Филатова, а потом (была-не была) включили "гусей". Идеальный вариант для прослушивания всей семьёй. Не смотря на начало книги (дети даже спросили: "мама, ты уверена, что детям можно это слушать?"), произведение действительно универсальное и подходит в равной степени и детям и взрослым. Но, надо сказать, не смотря на то, что я очень долго крутилась вокруг этой книги, я знала о ее содержании очень мало и практически не представляла, о чем там речь (есть у меня такая фишка, люблю не знать о книге ничего, если очень хочу ее прочитать). Я знала только, что это антиутопия, а главный герой получил смертный приговор. Мне кажется, если бы я знала при чем тут гуси, я бы прочитала книгу гораздо раньше.

Итак, обыватель Корнелий живёт своей пустой жизнью, которая его вполне устраивает. Но однажды он получает письмо со смертным приговором и завтра должен явиться на казнь - Корнелий "выиграл" один шанс из миллиона мелких правонарушений. В этом обществе, в котором живёт Корнелий, все решает машина, больше нет тюрем (за исключением содержания людей перед исполнением приговора) и штрафов. Все просто - каждый получает лотерею на казнь в зависимости от тяжести проступка. Конечно же Корнелию не хочется умирать, но бежать бесполезно, так как по излучению "индекса" в крови могут отследить любого человека и Корнелий обречённо пошел на казнь. Из-за разных проволочек казнь все время откладывается, и тут Корнелий знакомится с безындексными детьми, которые содержаться в этой же тюрьме до совершеннолетия. Эти дети - маленькие гусята - меняют жизнь Корнелия и его представления о добре и зле.

Конечно же, как и в практически любой антиутопии не обойдется без борьбы против системы, но основная нагрузка в книге всё-таки на ценности детства, иначе это был бы какой-нибудь Хаксли, а не Крапивин. Я читала уже третью книгу автора и не перестаю удивляться способности писателя будучи взрослым человеком, тонко чувствовать детство и оставаться вечным мальчишкой в душе. Очень трогательная книга. Единственное, что меня не совсем устроило - это финал (хотя другого тут и не придумаешь). Мне казалось, что по нарастанию напряжения должна быть яркая (не обязательно эпичная) кульминация, но ее не было совсем. Как будто пропустили несколько глав. Конечно было понятно, что произошло, но ощущение, что все самое интересное прошло мимо тебя не покидало. Не смотря на это ставлю книге высший балл. Очень рекомендую книгу всем любителям антиутопий, всем кто любит книги о детстве, и тем более тем, у кого есть дети.

картинка sleits

Комментарии


Вынужден полностью не согласиться с вашей трактовкой :(

Крапивин, как мне кажется, вовсе не так уж хорошо понимает детей. Группа детей под присмотром одного-двух взрослых руководителей, которым на этих детей абсолютно наплевать, очень скоро должна превратиться совсем не в такую аморфную, безмолвную, подчиняющуюся массу, как показано. Они должны очень скоро построить иерархию вроде стаи бабуинов во главе с самым волевым альфа-самцом. Так всегда происходит в реальном детском доме, если там нет действительно талантливых неравнодушных педагогов.
Вот это было бы правдой, а то, что Крапивин нам живописует, ложь.

Исходная идея была хороша. Можно было бы рассказать вашим детям что-нибудь интересное -- а главное правдивое -- об обществе и принципах его построения. Крапивин и начал это делать, но очень скоро выдохся и занялся своим вечным развлечением: любованием голыми детскими коленками.
Всё после появления на сцене обездоленных безынд -- это полный провал, как мне кажется. Epic fail :(((

Детям лгать нельзя. Поэтому эта книга не для детей. И, разумеется, не для взрослых. Для Крапивина, видимо.
Кстати, я прочитал несколько его книг, и все они такие. "Гуси" были последней. Больше никогда Крапивина в руки не возьму. И никаким детям никогда не порекомендую.


Доля правды, на мой взгляд, в ваших словах есть, но в целом не согласна. Антиутопия - это средство показать что-то скрытое от глаз, а не способ показать то, что очевидное. Следуя вашей логике, все антиутопии несовершенны, потому что не отражают реального положения вещей. Об обществе дети узнают предостаточно в свое время, в том числе и благодаря литературе, другое дело уметь видеть подтекст и в первую очередь человеческие ценности. А Крапивин пишет для этого. Да, согласна, что он иногда перегибает палку и увлекается "любованием голых коленок", но в этом тоже есть своя прелесть. Он делает это очень искусно)
(Помимо этой книги я ещё читала Тополиную рубашку и Та сторона, где ветер. К этим книгам у меня вообще нет претензий)


На мой взгляд, Крапивин нарисовал лживые образы детей именно в этой книге и в других, которые я читал. И это недопустимо ни в каком жанре литературы или любого другого искусства, тем более если произведение детское.
Вымысел и фантазия -- это одно, а ложь и искажения -- совсем другое. Автора, рисующего такие образы, я никак не могу считать знатоком детей. Могу считать любителем детей. Знатоком -- нет.
Как там по-гречески будет "любитель детей"?


А в чем ложь то? Я не понимаю...


Много в чём. Например, в том, что я в самом первом комментарии рассказал.


Автор написал настолько "вымышленные образы" детей, что я в 12-14 лет, читая его книги, через страницу удивлялась - откуда, откуда автор знает, что я чувствую, чего боюсь, о чем думаю? И, собственно, это полное попадание в нашу реальность могли бы засвидетельствовать и мои подруги-ровесницы, читавшие вместе со мной.

Но книга, конечно, едва ли подойдёт взрослым, забывшим своё детство, и склонным везде видеть голые коленки. К счастью, это точно не проблемы автора и тысяч его поклонников - всех возрастов.


Видите ли, Павел, Владислав Петрович сильно менялся по мере того, как менялось его творчество. Было время, когда его книжки были слегка наивными, но непременно "ламповыми". И даже с "хэппи эндом" в финале. Это было во времена СССР. Изменилась страна, изменился и писатель. Он не может уже не говорить о тех сложных и диких проблемах, которые возникают то тут, то там на территории нашей необъятной. И в этом его правдивость. Командор стал жёстче во взглядах. Но внутренний вектор, воспитанный годами, к правильным жизненным приоритетам никуда не денешь... Это тот стержень, на котором и держатся его книги. Скажу честно, мне не очень нравится его "новое" творчество, предпочитаю перечитывать старые книжки Крапивина, но я не стараюсь приложить обстоятельства его книг к действительным событиям нашего мира. Его миры самодостаточны и по-своему правдивы. Там остались вера в дружбу и взаимовыручка. Его мальчишки, по-прежнему, защищают свою "правду", не пугаясь конфликтов со взрослыми. Так было есть и будет. И если бы Крапивин описал становление "бабуинов во главе с самым волевым альфа-самцом", то это был бы уже не Командор. За подобным описанием вам, вероятно, лучше обратиться к Колычеву, мастеру уголовно-тюремной прозы.


Спасибо, интересно. Вы понимаете Крапивина. Я его вряд ли когда ещё прочитаю.
Что же до уголовно-тюремной прозы, шансы этого Колычева завладеть моим вниманием вовсе близки к нулю. Изучать социальное поведение Homo sapiens лучше всё-таки по другим источникам :)