Больше рецензий

23 августа 2018 г. 23:53

7K

5 Бегство от свободы - бегство от себя?

В своих эссе Эрих Фромм анализирует разные стороны человеческой жизни через исторические явлению, социологию, религию... Довольно объективно - можешь посмотреть со стороны на поведение людей и лучше понять развитие общества.

В «Бегстве от свободы» он рассматривает отношение человека к свободе, и как наличие или отсутствие свободы влияет на жизнь... На исторических примерах, поведении масс.

Самое главное, к чему я пришла через свой личный опыт и читая книгу - люди бегут от самих себя. Сложно самому совершать выбор, идёт постоянный поиск ответов извне - от семьи, друзей, в школе, на работе. Одно дело, когда это несколько индивидов, другое - когда все человечество. Оттого люди подавляющую часть веков жили в рабстве. И не потому что находились «злые» правители, подавляющие и подавляющие от нечего делать, а потому что иначе общество не может развиваться. Если за тебя все решили и не требуют выбора - тут же приходит и спокойствие, и даже любовь к себе. Нет никаких ожиданий и требований «выбирать», которые диктует демократическое общество.

«Свободное» в современном понимании общество - общество эгоистов и ущемленцев. Люди страдают ещё больше, не зная, куда идти - программки печатать или песни петь, под гнетом с экранов звездной жизни. И бегут доказать окружающим, что «на самом-то деле я ого-го-го какой гений - все могу». И чувствует «гений», что ужас как врет себе. Отсюда ненависть к себе, псевдострадания, соответственно - ненависть к окружающим, потому что, как писал Фромм: «Отношение к другим и отношение к себе самому не бывают противоположны».

И встречаем типичный человеческий портрет:

...дело в том, что именно недостаток любви к себе и порождает эгоизм. Кто себя не любит, кто себя не одобряет, тот находится в постоянной тревоге за себя. В нем никогда не зародится некая внутренняя уверенность, которая может существовать лишь на основе подлинной любви и самоодобрения. Эгоист просто вынужден заниматься только собой, тратя свои усилия и способности на то, чтобы достать что-нибудь, что есть уже у других. Так как в душе у него нет ни внутренней удовлетворенности, ни уверенности, он постоянно должен доказывать самому себе и окружающим, что он не хуже остальных.


Запутанные люди все больше подавляют любые проявления искренних чувств как в себе - потому что больно, как в других, потому что - завидно. Развитие личной мысли в головах заменяется пустым заучиванием теории, роботичном размышлением о "знании":

В головы учащихся вдалбливаются сотни разрозненных, не связанных между собою фактов; все их время и вся энергия уходят на заучивание этой массы фактов, а думать уже некогда и нет сил.


А жизнь где?
Вот такая разрушительность самого себя: нежелание признавать собственных ошибок, стремление "угождать" всякому, ожидание истин с неба "меня всему научат", неприязнь к себе и потому - к окружающим... да куча всего человеческого - и вот тогда наступает тотальное лишение свободы. Рабство. Если человек рабски мыслит, то и жизнь соответствующую имеет, а если так мыслят миллионы... После такого я не удивляюсь войнам и тоталитарным режимам.

Выход один - изживать из себя эгоизм и учиться любить. Жить стремиться для начала - выжигать из своего сердца ненависть, зависть, тупость...

Чем больше проявляется стремление к жизни, чем полнее жизнь реализуется, тем слабее разрушительные тенденции; чем больше стремление к жизни подавляется, тем сильнее тяга к разрушению. Разрушительность - это результат непрожитой жизни.


Люблю книги, которые толкают на размышления. И где есть хорошие цитаты.
Фромм будет полезен тем, кто хотя бы немного способен анализировать прочитанное. Иначе - "вот тебе социологические формулы по психологии", как невзначай (пошутила ли) сказала мне подруга, вручая эту книгу.