Больше рецензий

22 августа 2018 г. 18:18

312

4 Лабиринт Рильке

Личный дневник Мальте - это лабиринт, в котором очень трудно не потеряться. Обычно дневники хранят то, что происходит с их авторами в повседневной жизни. Но этот дневник полон психологических лазеек, хитросплетений контекстов и контрастов, ведёт нас по настоящему через глубины прошлого.

Герой наблюдает за людьми, как за картинами в музее. Пытается проникнуть в их суть, породниться, стать с ними одним целым - и с такой же лёгкостью бросает их и идёт дальше. Попадает под впечатление и влияние - не он носит костюм, а костюм завладевает им.

Так много описаний, что нить сюжета постоянно ускользает. Повествование гипнотизирует читателя. Постоянно приходится напоминать себе где ты, что происходит, как ты тут оказался. Тотальное отсутствие диалогов, без которых, лично для меня, любой текст становится тяжеловесным.

В книге очень много безличных местоимений - Рильке говорит как бы обо всех и ни о ком одновременно. Порой все так запутанно, что сам автор вносит фрагменты пояснений сносками внизу страницы.

Герой переживает смерть отца, и это отражается на его восприятии реальности. Повсюду смерть - дамы на портрете, смерть соседского дома, собаки, мух из окна, старая записка о чьей-то смерти - он проживает этот опыт снова и снова во всех доступных формах, достаёт из памяти любые упоминания о нем. Наверное, чтобы принять и смириться. Все умирает, исчезает, как когда-нибудь исчезнет и он.

И пока не истекло его собственное время, пока ещё есть кому писать этот дневник, он поднимает тему самоопределения - кто такой поэт? Кто я? Кто все эти люди вокруг? Много интересных мыслей на этот счёт есть в Записках Мальте Лауридса Бригге . Одна из них мне особенно понравилась:


Есть люди, которые годами носят одно и то же лицо...иные люди до неприятного быстро меняют свои лица, одно за другим, и быстро изнашивают их.


Я рада, что не взяла в руки эту книгу несколько лет назад, потому что тогда бы она полностью прошла мимо. Читать ее очень сложно, слишком много смыслов, постоянный «эффект бабочки» - одно вызывает ассоциацию о другом, оно тянет за собой третье - и вот уже две соседние страницы будто из разных книг. При этом абсолютно не претендую на то, что полностью прониклась всем, что хотел сказать Райнер Рильке. Это было мое первое знакомство с этим автором и теперь вдвойне интересней будет окунуться в его поэзию.