Больше рецензий

DarkGold

Эксперт

Да я простой чернобыльский мутант!

21 августа 2018 г. 01:08

631

2 Борис Акунин «Пелагия и белый бульдог»

Поклонником Акунина я перестал быть уже давно, ещё когда мне надоел цикл про Фандорина – но на волне вспыхнувшей любви к историческим детективам с участием духовных лиц решил попробовать почитать трилогию про Пелагию. Хоть и был уже согласен с мнением, что Акунин просто очень хорошо играет на незнании большинством читателей исторических реалий и умеет писать так, как будто сам в этих реалиях прекрасно разбирается. Но несмотря на всю стилизацию – вот сквозит в его книгах какая-то современщина, сквозит. Мне трудно это ощущение объяснить; те, кто лучше разбирается в исторических реалиях описываемого периода царской России, сказали бы лучше.
Но ладно. В конце концов, для беллетриста Акунин пишет достаточно исторично (если не воспринимать его – как и Марию Семёнову – гуру в области истории). Многие пишут намного хуже. И кирасу персонажам на голову надевают.
Да и я не историк. Так что, будем говорить о сюжете.
Я, конечно, понимаю, что про Пелагию начал читать к тому моменту, когда мне уже захотелось ненадолго от детективов про облачённых в рясу сыщиков отдохнуть, – но это само собой, а книга мне не особо понравилась всё-таки не поэтому. Уверен, что если бы вместо неё я дальше читал про Кадфаэля, такого бы не было.
С Умберто Эко я, конечно, никого из писателей не сравниваю (это всё равно что сравнивать фэнтезистов с Толкиеном, а авторов триллеров про маньяков – с Томасом Харрисом; в любом случае будет несравнимо), но сестра Пелагия – это не то что не брат Кадфаэль, а даже не сестра Фидельма. В смысле, понравилось намного и намного меньше.
Что мы имеем? Мы имеем книгу, которая, полагаю, будет до чрезвычайности любезна поклонникам утопически-монархического строя. Ну, знаете, русское самодержавие, единственное спасение в истинной православной вере, пряничные церквушки, сусальным золотом крытые, русская глубинка, лучше которой и быть не может. Феерический Марти-Сью в лице местного архиерея. Обычно таким попаданцы из современности в литературе занимаются – ну, учреждают идеальный государственный строй, перед которым меркнет даже утопический коммунизм. Какой там коммунизм с его «каждому по способностям, каждому по потребностям». Вот русское православное самодержавие, в котором благодаря премудрому архиерею начисто искоренено взяточничество! Никто не сумел его искоренить, никто не додумался, как бы провернуть эдакое богоугодное дело. А владыка Митрофаний всё сумел. Он точно не засланец из Института Времени?
Ни в коем случае не хочу сказать, что я, потомок сибиряков и дальневосточников, не люблю Россию как таковую – пусть и живу, так уж случилось, не в ней. И к вере православной у меня отношение, конечно, сложное, но нельзя сказать, что негативное (если не брать в расчёт проявления мракобесия). Не люблю я, когда мне тычут в лицо лубочной картинкой с деревенской ярмарки и пытаются уверить, что картинка эта реальную жизнь отражает. Это как с чистенькой и розовощёкой провансальской пастушкой в розово-голубом наряде, которая на самом деле – Мария-Антуанетта в маскарадном костюме. Очаровательная пастушка, спору нет, – вот только не выглядят настоящие пастушки как Мария-Антуанетта.
А ещё такой вопиющей мизогинии, как у идеального владыки Митрофания, мне, кажется, и в обвинительных речах отцов-инквизиторов не попадалось. Женщина, если кто не знает, это ноль без палочки. Поставить её за спиной у мужчины, который есть единица, – выйдет десятка. А будет жена неразумная вперёд мужа лезть – низведёт его, глупая женщина, до одной десятой.
Да, можно, конечно, сколько угодно говорить, что в христианстве, дескать, вообще отношение к женщинам ужасное. Но почему-то Вильгельм Баскервильский у того же Умберто Эко наоборот вывел рассуждение, что «женщина, получается, наоборот создана из более благородного материала – из тела мужчины, а не из глины». А про ноль без палочки мне у господина Акунина вот просто впервые попалось. Брависсимо!
И при этом выезжает всё время владыка Митрофаний на умственных способностях пресловутой сестры Пелагии. Удобно до чёртиков – и почмырить Пелагию при каждом удобном случае можно (то бишь, суровое, но ласковое пастырское внушение ей сделать), и все заслуженные лавры не ей достаются, а владыке. Ой, да, да, конечно, он же искренне пытается всем объяснить, что на самом деле все заслуги принадлежат ей! Вот только когда до этих объяснений доходит, лишается почему-то мартисьюшный владыка всего красноречия. Удобно, правда? Всё как сам же и придумал – стоит у тебя за спиной ноль без палочки и делает из тебя десятку. А ноль – он что, всё равно ноль и есть.
Пелагия меня тоже не зацепила. Во-первых, конечно, архиерей, благословляющий монахиню изображать из себя светскую даму, – это бред собачий, недостойный даже не особо историчной беллетристики. Во-вторых – ах ты ж Боже мой, монашкой она вся такая вечно неуклюжая, а в образе светской дамы сразу преображается. В-третьих – что она вообще в монашестве забыла, если её так прёт быть флиртующей светской дамочкой? Если она в этой роли как рыба в воде, а монахиней ни ступить, ни молвить не умеет?
А, ещё она плавать умеет. И девочек водной гимнастике обучает. Это, наверное, сахарная косточка феминисткам, чтобы не обижались, дщери неразумные, на митрофаниевские ноли без единиц.
Сам сюжет почти не цеплял. Честно. Ну, так… дочитать хочется, но не более. И сопереживание героям очень умеренное. И даже когда экшн начинается, всё равно воспринимается отстранённо.
Бульдожек жалко до чёртиков, да. Тут Акунин, конечно, мастерски дело повёл – про каждого убиенного бульдожку перед убиением расписал, какая тот милашка. Настолько неприкрытое давление на читательскую жалость и сочувствие к ни в чём неповинным животинам, что аж неприятно.
Бульдожки, кстати, ещё кота «напополам разодрали», по словам их хозяйки. Не многовато ли жестокости к животным, многоуважаемый господин Акунин?
Ну, что… трилогию при случае дочитаю. Наверное.
Но когда про Фандорина читал, такого постоянного раздражения всё-таки не было.