Больше цитат

applestone

2 августа 2013 г., 14:55

«Феноменологический подход к архитектуре» — звучит достаточно претенциозно, но Стивен вкладывает в это понятие вполне конкретный смысл. Все начинается с идеи, считает он, это как сюжет романа, костяк, сущность. Реализация идеи и ее проверка — в переживании архитектуры: что ты чувствуешь, проходя сквозь здание, как движется человеческое тело, как взаимодействует с другими телами, как работает свет, перспектива, звуки, запахи — весь этот феноменологический слой должен вытекать из основной идеи.
— Что такое основная идея? — спрашиваю я. — Это что-то, что можно выразить словами, например: «я за мир во всем мире»?
Нет-нет, идея должна быть конкретной. Вот, например, вы знаете, что такое губка Менгера?
Я, как ни странно, знаю. Австрийский математик Карл Менгер придумал трехмерный объект с бесконечно большой поверхностью и отсутствием объема. Надо взять куб, представить себе, что он состоит из 27 маленьких кубов, вынуть 7 кубов из середины, потом повторить операцию для каждого из маленьких кубов бесконечное количество раз. Поверхность будет расти, объем сокращаться. Получится губка Менгера.
Холла увлекает идея пористой архитектуры. Он понимает пористость, и в физическом, и в социальном смысле, как возможность проникновения. Когда он строил общежитие для студентов МIT в Кэмбридже, штат Массачусетс, он поступил с параллелепипедом здания примерно так же, как Менгер со своим кубом — вынимал из него куски, пока не получилась губка.
Сначала пористость была планировочной идеей, — рассказывает Холл, — как возможность связать здание с ландшафтом. Затем она стала конструктивной идеей — как сохранить конструкцию здания, вынимая из него куски железобетона. И наконец, она стала социальной идеей — эти вырванные куски, эти ниши в здании стали пространством общения для студентов, архитектура стала катализатором социального пространства.

картинка applestone

картинка applestone

картинка applestone

картинка applestone

картинка applestone

В. З. Паперный. Fuck context?, Стивен Холл: Квадрат Малевича и губка Менгера