Больше цитат

Netoropl1voe $olnce (NetoroplivoeSolntse)

5 октября 2022 г., 11:39

Сценарий не столько пишется, сколько строится (так говорят в среде кинематографистов)
***
Меня рисуешь ты, но все же
Твои черты в моем портрете (кинорежиссер Жан Кокто)
***
Средства, которыми создаётся изображение:
1. Кадр - изображение, ограниченное рамками экрана (герой в кадре, герой за кадром - слышим голос, герой вне кадра - отсутствует)
2. План - это степень приближенном и кинокамеры к снимаемому предмету или человеку (дальний - человек еле виден в окружающей среде, общий - человек во весь рост, средний - персонаж показан по колени или пояс, крупный - голова человека, возможно, включая его грудь, сверхкрупный - часть лица или фигуры человека)
! В одном кадре могут быть несколько планов
3. Композиция кадра - взаиморасположение фигур и предметов в плоскости экрана.
4. Мизансцена - это размещение предметов по отношению к плоскости экрана (в театре мизансцена означает разведение актеров по сценической площадке) или мизанкадр (термин придумал Эйзенштейн) - размещение действия внутри рамки кадра
5. Ракурс - положение кинокамеры по отношению к снимаемому объекту (точка зрения зрителя на происходящее на экране Бывают нейтральный ракурс - съёмка объекта в лоб, острый ракурс - съёмка фигур снизу или сверху, заваленной камерой. Объективная точка съёмки - рассматривание действия с точки зрения автора фильма, субъективная камера - это взгляд на происходящее с точки зрения одного из персонажей картины. Часто в фильмы объективная и субъективная камеры сменяют друг друга.
6. Свет-тень
7. Цвет драматургически обосновывает некоторые моменты фильма
***
Виды движений в кино:
1) движение внутрикадровое - погони, драки, разрушения
2) движение камеры: панорама - движение камеры вокруг своей оси от нескольких до 360градусов, наезд и отъезд камеры - приближение и удаление объекта, проезд - следование за фигурами или мимо них
3) движение пленки в камере (обычно 24 кадра в сек) - ускоренное или замедленное движение предметов, людей. Различаются рапид - ускоренная съёмка ( чаще всего 32 кадра в сек), центрайфер или "лупа времени" - замедленная съёмка (16 или меньше кадров в сек), прерывистое движение пленки, обратное движение пленки - движение пленки в обратном направлении
4) движение времени: реальное (длительность сцены совпадает с длительностью времени в зрительном зале) и экранное (не совпадает со зрительским реальным временем).
5) движение пространства: бывает реальным (мы вслед за персонажем перемещаемся из одного места действия в другое без перерыва) и экранным ( модернистская архитектура сменяется интерьером в стиле первобытно-африканской экзотики).
6) движение сюжета
***
Драматургические функции детали:
1) показ целого через его часть (в целях экономии - вместо всего паровоза только его колеса, для таинственности - ноги по ковру паркета, для выразительности - ногти утопленницы)
2) фабульная функция (предмет на развитие сюжета)
3) смысловая деталь (помочь созданию образа персонажа, раскрыть или подчеркнуть смысл сцены - чаша в "Иване Грозном")
4) психологическая деталь (раскрытие душевного состояния персонажей - черные очки на глазах персонажа в надежде что-то скрыть)
5) деталь - метафора (для создания образа предмета или человека путем перенесения на него черт, ему не свойственных, например, в прологе "Андрея Рублева" кожаный шар испускает дух, как умирающее животное)
6) аллегорическая деталь (содержание аллегорической детали легко поддается расшифровке: в "Иване Грозном" шапка Мономаха, как символ самодержавной власти)
7) деталь - символ (часто путают с аллегорией. Но если у аллегории одно значение, то у детали-символа - множество, например, горящий куст или птица в "Зеркале")
8) многофункциональная деталь (Чаша в "Иване Грозном" - фабульная деталь, символ, деталь со смыслом)
***
"Символятина" - пренебр. Нагрузка произведения сложными и запутанными символами, чтобы выпятить свой ум.
***
Они хочу свою образованность показать и всегда говорят о непонятном ("Свадьба" Чехов)
***
Кино - это движущееся и звучащее изображение
***
Формы звучащей речи:
- внутрикадровая речь - звучит в пространстве сцены, источник в кадре
- внекадровая речь - она звучит в пространстве сцены, но источник не в кадре
- закадровая речь - речь слышат только зритель. Ее источник может находиться как в кадре так и за кадром. Закадровая речь может быть нескольких видов: 1) голос автора ("Берегись автомобиля") 2) голос одного или нескольких персонажей (слышит только зритель) 3) внутренний монолог персонажа (отличается тем, что пишется в настоящем времени в отличие от голоса персонажа, который пишется в прошедшем времени) 4) дикторский текст (информационные в отличие от голоса автора, нет отношения к происходящему) 5) стихи и песни
***
Виды звучащей речи:
- монолог: Монолог-сообщение (психиатр объясняет феномен Бейтса в "Психо", как правило, зрителям), монолог-размышление (Иван Грозный у гроба жены Анастасии в "Иване Грозном")
- диалог
***
Контрапункт - это полифония, многорядность звукозрительных слоев.
***
Ремарка - краткое и точное описание того, что должно быть изображено на экране
***
Каждая новая фраза - новый кадр. Поэтому фразы размещаются по отдельным абзацам.
***
"Выйдя из выхода метро Пушкинская, он поднялся по эскалатору, вышел на площадь, побрел по Тверской, затем повернул за угол и подошёл к табачному киоску" - ТАКОЕ НЕЛЬЗЯ СНЯТЬ!!!
Вместо этого:
Выйдя из вагона на станции Пушкинская и оглядевшись, он медленно направляется к эскалатору.
Идёт по заполненной вечерней толпой Тверской.
Свернув в переулок, подходит к табачному киоску.
Таким образом вылетают типичные для рассказал, а не показа вводные: "затем", "потом", "после того как", "тем временем".
***
Вместо
«Завтра я не приду, - говорит Сергей, отвернувшись от нее».
Лучше
«Сергей отворачивается от нее.
- Завтра я не приду».
Так, верно прогнозируется последовательность восприятия изображения и речи в предполагаемом фильме.
***
Композиция бывает четких видов.
1. Структурная композиция - это деление фильма на кадры, сцены, эпизоды и их расположение относительно друг друга.
2. Сюжетная композиция - деление фильма на части сюжета: экспозицию, завязку, развитие, кульминацию, развязку и финал и их расположение друг относительно друга и соединение.
3. Сюжетно-линейная композиция - деление фильма на сюжетные линии и лейтмотивы и их соотнесение и соединение.
4. Архитектоника - деление фильма на глубинные смысловые части и из соотнесение между собой.
***
Элементы структурной композиции: кадр, сцена, эпизод.
***
Монтаж - это деление фильма на кадры, их сопоставление и соединение .
***
Выражение "Снято не монтажно" означает, что не была учтена сопоставляемость кадров, стоящих рядом.
***
Сцену отличает единство времени, места и действия ( несколько кадров). Изменилось одно из единств - значит, наступила след сцена.
***
!!! В одной сцене место может меняться. Например в "Затмении" Виттория сначала разговаривает с матерью в здании биржи, потом на улице, заканчивает на рынке (начинает произносит речь в одном месте, а заканчивает в другом - это ОДНА СЦЕНА). В "Июльском дожде" героиня говорит по телефону, и меняютчя времена года, и все это тоже ОДНА СЦЕНА

Сцена - это всё-таки единство действия! Действие, с изменением или перерывом его начинается новая сцена.
***
Интерьер. Покровский храм.День.
Аодюалат
Интерьер. Покровский храм. Вечер.
Пжщиьвд
Натура. У Покровского храма. Вечер.
Сергей стоит у окна.
Он видит сверху,как Катя подходит к подъезду.
Сергей улыбается.
***
Проходная сцена - небольшая сцена, где персонажи перемещаются из одного объекта в другой.
***
Перебивка - сцена, которая на короткий период перебивает сцену, к которой мы обращаемся после этой перебивки (как вставка)
***
Параллельные сцены. Один герой делает одно, потом внимание переключается на действия другого героя, потом вновь к первому, потом опять ко второму.
***
Лейтмотив - детали, световые и цветовые акценты, речевые и сюжетные обороты, музыкальные и шумовые моменты, повторяющиеся в фильме.
***
Сюжет, как и всякая идея, если следовать положениям Гегеля содержит в себе: тезис, антитезис и синтез (деление на три смысловые части).
***
Эстетика исходит от греч. глаголов "воспринимаю", "ощущаю"
***
Сюжет - это движение образа целого в его самораскрытии на пути к полному раскрытию.
***
В фабуле (истории), в отличие от сюжета, события располагаются в хронологической последовательности, так, как они происходят в жизни.
***
Фабула состоит из тех частей: действия, мотивировки и перипетии.
***
С.Эйзенштейн ещё в 1923 году называл современный блокбастер "монтажом аттракционов".
***
Подтекст - подспудный, неявный смысл, не совпадающий с прямым смыслом текста.
***
Люди только чай пьют, а в их душах совершается трагедия (Чехов)
***
Внутреннее проживание длящегося действия художником, чувством и гармонии, т.е. тем, что мы называем талантом.
***
Мотивировка (мотивация) - художественное обоснование событий, поступков и переживаний персонажей фильма. Проще говоря, мотивировка - причина действий.
***
Мотивировка (мотивация): внешняя и внутренняя.
Внешняя:
- обстоятельства, в которые попадает герой (драконовские порядки в психлечебнице толкают Мак-Мерфи на отчаянные действия)
- поступки других персонажей
Внутренняя:
- причины психологического свойства (страх, любовь, ненависть)
- особенности характера персонажа
- высокая цель
***
!!! На столкновении разных типов мотивировок основаны конфликты и неожиданные сюжетные повороты.
***
Чаще всего работает такая схема:
внешняя мотивировка => внутренняя мотивировка => действие
Но бывает и другая
Действие => внешняя мотивировка => внутренняя мотивировка
***
Перипетия - это резкий неожиданный поворот в сюжете (неожиданная перемена в течении действий и судьбе персонажа).
Перипетия - перемена событий к противоположному или от счастья к несчастью или наоборот (Аристотель)
***
!!! Решающие перипетии (повороты) сочетаются с кульминацией. Они могут предварять ее или следовать за ней.
***
!!! Предваряет решающую перепетию детали, слова, поступки персонажей, которым зритель мог не придать значения ("Ну, конечно, так и должно было случиться!" - должен воскликнуть зритель) Пр. Конец "Ночей Кабирии"
***
Если первом акте на стене висит ружье, то в последнем оно должно выстрелить (Чехов)
Если на стене висит ружье, оно ни в коем случае не должно выстрелить (драматург Жан Кокто)
***
Конфликт - это мотор сюжета.
Конфликты бывают:
- драматическими (проходят через все произведение) и повествовательными (много в фильмах, например, между главным героем и второстепенными в зависимости от ситуаций)
- внешними (между кем и кем) и внутренними (внутренние переживания героя)
- открытыми (противостояние на лицо) и скрытыми (противостояние проявляется в конце или неожиданно)
***
Мотив - устойчивый формально-содержательный компонент сюжета (устойчивый, значит, повторяющий, переходящий из одного произведения в другое).
Пр. Мотив братоубийства в "Гамлете"
***
Драматурги говорят, что существует 36 сюжетов (Жорж Польти "36 драматических ситуаций") или 20. Но речь идёт не совсем о сюжетах, а о сюжетных мотивах.
***
У американцев распространен мотив золушки. "Москва слезам не верит" - образцовый пример мотива золушки в советском фильме.
***
Архетипы (К.Г.Юнг) - мотивы и из комбинации, наделённые свойством "вездесущности", универсальные психические схемы (фигуры), бессознательно воспроизводимые в архаическом ритуале, мифе, символе, веровании, актах психической деятельности, а также художественном творчестве.
***
Изменения в характере Вероники "Летят журавли":
1. Веселая, лёгкая, душевно открытая, кокетливая и озорная девчонка
2.после ухода на фронт Бориса и гибели отца и матери, она не в силах противостоять Марку, затем эвакуация. Она становится жёсткой, неулыбчивой, закрытой, склонной к решительным и неадекватным поступкам.
3. Спокойная и мудрая, воспринимающая горечь и радость окружающего мира во всей полноте
***
В литературоведении бытует специальное обозначение двух методов разработки характеров: "шиллеризация" и "шекспиризация".
"Шиллеризация" - это когда героем движет какая-то страсть (Ада в фильме "Пианино"). Часто в таком случае используется прием, когда герой поступает вопреки своему характеру, и тогда его страсть будет проявляться сильнее.
***
Развитие характера - необходимое условие хорошего сценария.
***
Личность в отличие от характера способна изменяться. Личность, это то, что человеку дано от рождения, его индивидуальность.
***
Три роды литературы:
1. Эпос (событие)
2. Лирика или повествование (душевные переживания автора)
3. Драма (действие)
***
В эпосе события двигают сюжет, и герой должен к ним приспосабливаться. (Нет причинно-следственной связи. Они характеризуются хронологией (историческим промежутком времени) или божьим промыслом (чудо, спасение, поражение и ТД)

В драме происходит последовательность действий самого героя, он является их инициатором. (Причинно-следственная связь, одно действие вытекает из другого)

В лирике или повествовании тоже нет причинно-следственной связи. Действия самодвижущиеся. Могут соединять случайные детали: "В Австралии нашли новый вид бабочки, в Нью-Йорке пошел дождь". В лирическом сюжете действия бессвязны, порой автор даже не может сам объяснить, почему в его картине такое происходит.
***
В драматическом сюжете личность героя раскрывается в цели, которую он ставит перед собой. Чем более цель труднодостижима, чем ярче может раскрыться личность главного героя.

В эпическом сюжете личность героя раскрываться не столько в подчеркнутости черт его характера, сколько в человеческой общности - в том, что причисляет героя к определенной духовной или исторической силе. Личность такого героя выражается в неизменной стойкости ударам судьбы, в степени выраженности той силы, которую он представляет.

В повествовательном сюжете личность героя раскрывается через отношение к другим персонажам.

В лирическом сюжете личность героя раскрывается в отношении к самому себе, как к личности. Герою свойственна рефлексия - анализ собственного психического состояния.
***
Гете
В романе должны изображаться по преимуществу мысли и события, в драме - характеры и поступки.
***
Фабула - это что рассказывается (хронологическая последовательность событий), а сюжет - как рассказывает об этом автор (не обязательно хронологическая последовательность событий).
***
Бергман
Индивидуалисты смотрят друг другу в глаза и все же отрицают существование друг друга.
***
Различие между трагедией и комедией: последняя стремится изображать худших, а первая - лучших людей, нежели ныне существующие (Аристотель)
***
Герои высоких жанров (трагедия, эпическая поэма), согласно Аристотелю, даже лучше чем мы. Герои киноповести и драмы - люди примерно того же уровня, что и мы, их проблемы сродни нашим. На персонажей низких жанров (комедии, мелодрамы, приключения) автор смотрит как бы сверху вниз. Ведь смеёшься только над тем, что кажется глупее тебя.
***
Как отличить драму от мелодрамы?
В драме есть проработанные внутренние конфликты, а в мелодраме, как правило, нет.
Мелодрама встречается реже драмы, т.к. в мелодраме подчеркнуто однозначные характеры персонажей (идеальные он и она), канонический злодей, слезливо чувствительные моменты и счастливый конец.
***
Жанр - 1)это угол зрения автора и зрителей фильма на предмет изображения.2)закрепленность определенных, исторически сложившихся свойств формы произведения.
***
Основные жанры и их разновидности:
1) трагедия (заканчивается смертью героя, начинается с обозначения трагичности конфликта)
В кино на неразрешимости конфликта, приводящей к гибели героя, основаны сюжеты таких фильмов, как "Калина красная", "Рассекая волны".
ИТОГО
Приключение - это разворачивающаяся во времени острособытийная борьба со множеством поворотов действия.
Триллер строится на нагнетании психологически напряженного ожидания.
Детектив - это уже расследование уже совершенного преступления, раскрытие тайны, игра интеллектуальными загадками.
***
Тема - это о чём говорит автор в своем фильме, а идея - это что хочет сказать нам автор своим фильмом.
***
Завязка - это момент начала развития ГЛАВНОГО конфликта.
***
Закрытый финал - это когда главный конфликт в конце исчерпывается.
***
ТЕМА - это проблема, которую ставит перед собой и зрителями автор картины, и она отвечает на вопрос: "О чем фильм?". (Опираться на формулировку ГЛАВНОГО КОНФЛИКТА)
Например, "Андрей Рублев" ТЕМА противоборства плотского и духовного в душе человека.
***
ИДЕЯ - это то или иное решение поставленной проблемы, и она отвечает на вопрос: "Что хочет сказать своим фильмом автор?". (Опираться на смысловое решение финала фильма)
Например: "Андрей Рублев" ИДЕЯ возможности преодоления дисгармонии между материальным и божественным через духовное возвышение личности. человека.