Гравитация и строение материи откроются ранее неизвестной стороной, если распространить на микромир диалектический взгляд на природу.
Исчезнут «странности» и «парадоксы», картина мира вновь, как и во времена греков, станет простой.
Изложение не требует от читателя специальной подготовки.
Познание есть, несомненно, не только открытие глазу неизвестного, но и открытие глаз на известное, - век целый обожествляли Эйнштейна, теперь встречаешь и другую крайность. Нападки на теорию относительности ведутся со всех сторон, остановимся пока на одной, - теория не поддается физическому истолкованию, - и зададимся нестандартным для критики вопросом, а не унаследовал ли Эйнштейн свои парадоксы?
Вспомним Ньютона, - величию своему я обязан тем, что стою на плечах гигантов, - сильно ведь сказано! Но Эйнштейн стоит на плечах Ньютона…. Теория относительности вырастала как развитие теории всемирного тяготения….
Господи, - скажет Читатель, впитавший ньютоновскую механику со школьным молоком, - там-то в чем сомневаться, проще ведь простого?
Но был прецедент. 200 лет назад.
Было заявление о нелогичности физических истолкований Ньютоном своих “математических рассуждений”.
И это был голос, может быть, самого гениального мыслителя второго тысячелетия.
Слово Гегелю:
“Знаменитое разложение сил” у Ньютона свидетельствует “о полном отсутствии чувства природы” [12, 241].
Гегель
“…если Ньютон хотел говорить о математических отношениях, то непонятно, почему он вообще употребляет слово “силы”: ведь математика занимается только количественными отношениями явлений, исследование же силы относится в область физики. Но Ньютон, вполне уверенный, что он всюду определяет соотношение сил, возвел полуфизическое, полуматематическое здание, в котором не так-то легко различить, что относится к физике и действительно является шагом вперед в этой науке” [12, 239-240].
“…законы, выдаваемые за законы обеих этих сил (центростремительной и центробежной – Л.Ф.), суть на самом деле математические законы движения, лишь получившие несвойственное им обличие и название физических сил” [12, 251].
“…все эти различные силы – только пустые названия, без которых лучше было бы обойтись, ибо из пустоты этого различения и возникли вся путаница и нелепость в объяснении явлений” [12, 245].
“…нельзя смешивать то, что относится к свойственным математике формальным принципам познания, с физическими точками зрения, нельзя приписывать физическую реальность тому, что обладает реальностью только в области математики” [12, 239].
И как Обращение к Потомкам.
К нам с Вами, -
“та физическая форма, в которую он (Ньютон – Л.Ф.) облек свои математические рассуждения, должна быть отделена от них, и философии надлежит решить вопрос об истинном в ней” [12, 252].
Гегель. Об орбитах планет. (Философская диссертация. 1801).
Два столетия.
Вернемся к Эйнштейну, - не то ли имеем? Гегель говорит о нелогичности физических истолкований математических рассуждений Ньютона, - относительно “Теории относительности” мы говорим о невозможности физического истолкования.
Аристотель, обращаясь к тем же сферам, куда через два тысячелетия обратят взоры Эйнштейн и Ньютон, писал в работе “О небе”, - “даже небольшое начальное отклонение от истины умножается в рассуждениях, отошедших от нее в дальнейшем тысячекрат” [2, 274].
Нетрадиционные мысли
Если бы подавляющее большинство естествоиспытателей не ощущало того отвращения к мышлению, которое Ньютон выразил предостережением: физика, берегись метафизики! [32, 11].
Энгельс
Говоря языком философии, Гегель ставит вопрос о гносеологической ошибке при построении физической модели теории тяготения. Подобную ошибку мы, кстати, уже имели, и как раз в рассматриваемой сфере естествознания, - это геоцентрическая модель солнечной системы. Гео и гелиоцентрические модели, - хрестоматийный пример двух различных “физических форм” одной и той же теории, и что в этом особенно примечательно, - при одной и той же их математической составляющей.
Гегель не просто говорит об ошибке, он указывает ее конкретное место, - она в “физической форме” теории тяготения.
В голове только не укладывается, - как это может быть по другому?
Но и гелиоцентризм полторы тысячи лет в голове не укладывался. И доводы приводились просто неотразимые, - крутись, мол, Земля, такой бы ветер стоял! Да мы бы попадали на другой стороне вниз головой!
Что же Гегель? Что за "физическую форму" он предлагает?
Гравитация и строение материи откроются ранее неизвестной стороной, если распространить на микромир диалектический взгляд на природу.
Исчезнут «странности» и «парадоксы», картина…