Издание включает избранные рассказы великогосского писателя Антона Павловича Чехова (1860–1904), созданные в 1883–1903 годах. Книга сопровождается обширной статьей «Чеховский герой: одна жизнь», подготовленной специально для настоящего издания видным литературоведом И. Н. Сухих, и обстоятельными комментариями. Иллюстрации известного петербургского художника Никиты Андреева выполнены специально для настоящего издания и воспроизводятся впервые.
Издание включает избранные рассказы великогосского писателя Антона Павловича Чехова (1860–1904), созданные в 1883–1903 годах. Книга сопровождается обширной статьей «Чеховский…
На современников «звонко-певучий» стих Константина Дмитриевича Бальмонта (1867—1942) произвёл впечатление поистине оглушительное. Валерий Брюсов писал: «Равных Бальмонту в искусстве стиха в русской литературе не было. Прежде могло казаться, что в напевах Фета русский стих достиг крайней бесплотности, воздушности. Но там, где другим виделся предел, Бальмонт открыл беспредельность».
Впоследствии о Бальмонте нередко вспоминали как о самовлюблённом позёре и неудержимом графомане. Когда-то, в 1910 году, он со свойственными ему легкомыслием и самоуверенностью заявил, что через полвека, то есть в 1960 году, будет издано собрание его сочинений «в 93-х томах, или свыше». Срок, назначенный поэтом, прошёл — и сейчас из его громадного наследия, где действительно много второстепенного и надуманного, мы отобрали материала на один том. Но это книга подлинных стихов и великолепных переводов.
Настоящее издание дополнено статьёй и комментариями выдающегося литературоведа, специалиста по русскому символизму Владимира Орлова и сопровождается графическим циклом, выполненным специально для издательства «Вита Нова» известным петербургским художником Ольгой Гаспарян.
На современников «звонко-певучий» стих Константина Дмитриевича Бальмонта (1867—1942) произвёл впечатление поистине оглушительное. Валерий Брюсов писал: «Равных Бальмонту в…
В корпусе библейских текстов не так много книг, содержание которых мы можем отнести к подлинным историческим документам. Именно в таком качестве не только Церковь, но и научное сообщество рассматривает книги Маккавейские — как ценнейший исторический документ, наряду с произведениями Иосифа Флавия описывающий события восстания в Иудее против поработителей. Название книг происходит от прозвища Маккавей (евр. «маккави» — молот), данного Иуде, герою этой борьбы, и затем распространенного на его братьев.
В нашем издании мы помещаем первые три книги, собственно описывающие все этапы борьбы Иудеи за свободу от внешнего владычества. В Первой и во Второй повествуется о борьбе еврейского народа против Селевкидов, в Третьей — о гонениях на александрийских иудеев при царе Птолемее IV Филопаторе (221-203 до P. X.).
Именно «историчность» книг Маккавейских привела к многочисленным спорам о включении их в церковный канон. В большинстве традиций, как в православии, так и в католичестве, книги помечены как «неканонические» или «второканонические», однако входящие в состав Священного Писания как полезные для благочестия и назидательные.
Издание дополнено статьями и комментариями, дающими ключ для понимания библейских текстов, и сопровождается иллюстрациями, выполненными специально для издательства «Вита Нова» известным петербургским художником Хамидом Савкуевым.
В корпусе библейских текстов не так много книг, содержание которых мы можем отнести к подлинным историческим документам. Именно в таком качестве не только Церковь, но и научное…
В книгу вошли ранние пьесы великого немецкого поэта, философа, историка и драматурга Фридриха Шиллера (1759-1805), принесшие ему мировую известность: романтическая драма "Разбойники" (1781), историческая трагедия "Заговор Фиеско в Генуе" (1782) и история неравной трагической любви "Коварство и любовь" (1784). Издание сопровождается статьей и комментариями известного литературоведа и переводчика Н. А. Славятинского (1902-1983). В книге впервые полностью воспроизводятся иллюстрации выдающихся немецких художников Фердинанда фон Пилоти (1828-1897). Клаудиуса Шраудольфа (1843-1902), Генриха Лоссова (1843-1897). Германа Гетца (1848-1901), Вильгельма Фольца (1855-1901) и Генриха Шмидт-Пехта (1854-1945) из знаменитого штутгартского издания 1877 года.
В книгу вошли ранние пьесы великого немецкого поэта, философа, историка и драматурга Фридриха Шиллера (1759-1805), принесшие ему мировую известность: романтическая драма…
В книгу известного петербургского художника Валерия Мишина вошли 79 портретов поэтов — наших современников. Рядом с рисунками, сделанными с натуры в мастерской художника, на поэтических вечерах или позднее, по памяти, на основе натурных зарисовок, автор помещает словесные портреты, ассоциативно связанные с изображёнными лицами. Объединяя визуальное и вербальное, рисунок и слово, живые непосредственные впечатления, воспоминания и воображение, автор создаёт образы поэтов, позволяя им тоже говорить о себе и друг о друге в стихах и прозе.
В книгу известного петербургского художника Валерия Мишина вошли 79 портретов поэтов — наших современников. Рядом с рисунками, сделанными с натуры в мастерской художника, на…
Готовясь к Северной войне, Петр I обнаружил на старых шведских картах извилисто-ветвистую невскую дельту, изрезавшую прибрежные балтийские земли на сотни островов. Царь желал жить в городе, окруженном водой, наподобие восхитивших его Венеции и Амстердама. Быть может, уже тогда воображение Петра Алексеевича рисовало будущий город, прекраснее любого из виденных в заморских путешествиях.
Иконография красавца-Петербурга неисчерпаема, история его строительства интересна и поучительна. Петербург — один из немногих городов, строившихся по единому плану, разработанному выдающимися зодчими, для него создавались архитектурные стили, нигде более не использовавшиеся.
Об этом повествует предлагаемая читателю книга. Она содержит репродукции лучших работ талантливейших русских и западных ландшафтных мастеров XVIII-XIX веков, запечатлевших увиденный ими город. Иллюстрации расположены по топографическому принципу и сопровождены подробными комментариями, содержащими сведения о зданиях, находившихся на данном месте ранее и впоследствии.
Каждый из десяти разделов книги открывается статьей об истории застройки территории, крупнейших сооружениях и ансамблях, расположенных на ней. В приложениях помещены короткие статьи об архитектурных стилях, иконографии, строительных и архитектурных комиссиях, подробный список иллюстраций, указатель имен и предметно-топографический указатель.
По сравнению с первым изданием этой книги (СПб., 2007), выпущенным издательством «Альфарет», текст значительно дополнен и переработан автором.
Готовясь к Северной войне, Петр I обнаружил на старых шведских картах извилисто-ветвистую невскую дельту, изрезавшую прибрежные балтийские земли на сотни островов. Царь желал жить…
«Кармен» (1845) — одна из самых известных новелл классика французской литературы Проспера Мериме (1803-1870). Любовь баскского дворянина дона Хосе и пленительной и своевольной цыганки Кармен трактуется писателем как иррациональное столкновение цельных натур, исполненных стихийных первобытных сил и чувств, ведущее к трагической развязке. Взаимное творческое влияние П. Мериме и крупнейших русских писателей, в том числе А. С. Пушкина и И. С. Тургенева, оставило след в литературе обеих стран. В настоящее издание вошли, помимо «Кармен», новеллы «Взятие редута», «Матео Фальконе» и «Этрусская ваза», а также повесть А. С. Пушкина «Пиковая дама», конгениальный перевод которой, принадлежащий Мериме, традиционно выходит во Франции под одной обложкой с собственными произведениями французского новеллиста. Публикация сопровождается статьей выдающегося литературоведа А. Д. Михайлова (1929-2009) о судьбе произведений Мериме в России, а также циклами иллюстраций У. Брунеллески и Р. Бен Суссана из редких парижских библиофильских изданий.
«Кармен» (1845) — одна из самых известных новелл классика французской литературы Проспера Мериме (1803-1870). Любовь баскского дворянина дона Хосе и пленительной и своевольной…
Стихотворения древнеримского поэта Гая Валерия Катулла (ок. 87 — ок. 54 до н. э.), родоначальника романтической любовной поэзии и скандального автора множества ругательных посланий, после его смерти были собраны в «Книгу Катулла Веронского», где располагаются без тематического и хронологического порядка. Талантливейший филолог, литературовед и переводчик Адриан Пиотровский (1898-1937) при переводе Катулла распределил его произведения по темам («Лесбия», «Друзья и враги», «Путешествие» и «Венчальные песни»), а также дал каждому стихотворению название, что облегчает целостное восприятие катулловской лирики. Издание дополнено переводами русских писателей XVIII-XX веков и сопровождается подробными статьями о личности и творчестве автора. Издание проиллюстрировано монументальным графическим циклом известного петербургского художника Олега Яхнина, подготовленным специально для издательства «Вита Нова» и публикуемым впервые.
Стихотворения древнеримского поэта Гая Валерия Катулла (ок. 87 — ок. 54 до н. э.), родоначальника романтической любовной поэзии и скандального автора множества ругательных…
В книге представлен замечательный рассказ Эдуарда Кочергина — известного писателя, главного художника Большого драматического театра им. Г. А. Товстоногова. Впервые этот рассказ был опубликован в первом сборнике сочинений Кочергина «Ангелова кукла» (2003). Подкупающая своей достоверностью история из жизни «дам полусвета» Петроградской стороны даёт читателю уникальную возможность погрузиться в исчезнувший мир субкультуры послевоенного Ленинграда. Цикл иллюстраций Г. А. В. Траугот был создан специально для этой книги в 2023 году. В приложении помещены статья искусствоведа Анаит Оганесян и интервью художника Александра Траугота, посвященные, в частности, истории создания иллюстраций.
В книге представлен замечательный рассказ Эдуарда Кочергина — известного писателя, главного художника Большого драматического театра им. Г. А. Товстоногова. Впервые этот рассказ…
"Фантазии в манере Калло" (1814-1815) - первый прозаический сборник великого немецкого писателя Э. Т. А. Гофмана (1776-1822). утвердивший его литературную славу. В книге властвует стихия музыки - второго истинного призвания писателя-романтика. Сборник невероятно разнообразен по форме и структуре представленных произведений: это и новаторская музыкально-литературная критика ("Дон Жуан", "Крейслериана"), и искрящаяся юмором романтическая новелла-сказка ("Золотой горшок"), и театральная юмореска ("Совершенный машинист"), и опыт в духе готической литературы ("Магнетизер"), и сатирическая панорама человеческих нравов ("Известия о дальнейшей судьбе собаки Берганца", "Сведения об одном образованном человеке"). В книге впервые публикуется цикл иллюстраций, созданный специально для настоящего издания художником Михаилом Гавричковым.
"Фантазии в манере Калло" (1814-1815) - первый прозаический сборник великого немецкого писателя Э. Т. А. Гофмана (1776-1822). утвердивший его литературную славу. В книге властвует…
Загадка учит понимать поэзию окружающего мира. В ней предметно и подробно отразился быт и мировоззрение русского крестьянина и открылся простор для его творческой фантазии. В настоящем издании представлен уникальный сборник «Загадки русского народа», созданный выдающимся отечественным фольклористом, этнографом, историком, публицистом, писателем, переводчиком и поэтом Дмитрием Николаевичем Садовниковым (1847–1883), автором ставшей народной песни «Из-за острова, на стрежень». Это первое большое собрание русских народных загадок в истории фольклористики, памятник народной литературы и народного быта. Сборник впервые был опубликован в 1876 г. в Санкт-Петербурге. Он переиздавался и после революции, но в значительно сокращенном и измененном виде. В нашем издании восстановлен первоначальный состав сборника в соответствии с научным и творческим замыслом собирателя. Издание украшает цикл иллюстраций известной петербургской художницы Татьяны Козьминой, созданный специально для этой книги и публикующийся впервые.
Загадка учит понимать поэзию окружающего мира. В ней предметно и подробно отразился быт и мировоззрение русского крестьянина и открылся простор для его творческой фантазии. В…
В историю мировой литературы английский писатель Артур Конан Дойл (1859–1930) вошел как создатель Шерлока Холмса, гениального сыщика с Бейкер-стрит, 221-б. Приключения Холмса и его друга доктора Уотсона вот уже более столетия приковывают внимание читателей всего мира. Само имя Шерлок Холмс стало нарицательным. И это не случайно — рассказы и повести об этом бессмертном герое отмечены всеми достоинствами первоклассной беллетристики: богатой выдумкой, безукоризненной интригой, точной и легкой манерой изложения, а сам герой являет собой идеал рыцарственного борца со злом, воплощенным в преступлении.
В книге представлен «Архив Шерлока Холмса» (1921–1927) — последний сборник произведений А. Конан Дойла о легендарном детективе. Примечательны рассказы «Воин с бледным лицом» и «Львиная грива», написанные от лица самого Шерлока Холмса по просьбе доктора Уотсона.
В книге впервые публикуются иллюстрации, созданные известным художником Михаилом Гавричковым специально для настоящего издания.
В историю мировой литературы английский писатель Артур Конан Дойл (1859–1930) вошел как создатель Шерлока Холмса, гениального сыщика с Бейкер-стрит, 221-б. Приключения Холмса и…
Книгу составили знаменитые сказки великого датского писателя Ханса Кристиана Андерсена (1805-1875): "Снежная королева", "Русалочка", "Принцесса на горошине" и другие. Произведения Андерсена сопровождаются циклом иллюстраций выдающегося французского художника Эдмунда Дюлака (1882-1953).
Книгу составили знаменитые сказки великого датского писателя Ханса Кристиана Андерсена (1805-1875): "Снежная королева", "Русалочка", "Принцесса на горошине" и другие. Произведения…
Роман французскою поэта и писателя, члена Французской академии и кавалера ордена Почетного легиона Анри де Ренье (1864-1936) «Эскапада» (1926), основное действие которого происходит в середине XVIII в., сочетает в себе мастерскую стилизацию под характерные для того времени романы в письмах, черты авантюрного романа о шайке опасных разбойников и их бесстрашном атамане, детективную линию и, конечно, любовную историю. Впрочем, страсть, в трактовке автора неумолимая, всесокрушающая стихия, оказывается по своему разрушительному воздействию на жизнь героев сильнее и беспощаднее самых грозных и безжалостных разбойников. Издание сопровождается циклом иллюстраций выдающегося французского художника Жоржа Барбье (1882-1932) из парижского библиофильского издания 1931 г. Перевод с фр.: А. А. Франковский Коммент.: Л. В. Глобус, В. Г. Зартайский Ил.: Ж. Барбье.
Роман французскою поэта и писателя, члена Французской академии и кавалера ордена Почетного легиона Анри де Ренье (1864-1936) «Эскапада» (1926), основное действие которого…
Древние ирландские саги, очень своеобразные в стилевом и жанровом отношении, представляют большой литературный и исторический интерес, ведь они сохранили чрезвычайно архаические черты поэзии родового строя. В то же время кельтский эпос тесно связан с литературой других народов и многие его мотивы носят общеевропейский характер.
Издание включает обширную научную статью и комментарии петербургского ученого и переводчика А. А. Смирнова (1883-1962). чей замечательный перевод ирландских саг стал в свое время настоящим культурным и поэтическим открытием. Цикл иллюстраций известного московского художника Петра Перевезенцева, созданный специально для издательства «Вита Нова», публикуется впервые.
Древние ирландские саги, очень своеобразные в стилевом и жанровом отношении, представляют большой литературный и исторический интерес, ведь они сохранили чрезвычайно архаические…
Из внушительного свода грузинской житийной литературы для этого издания выбрано четыре текста. Открывает книгу «Обращение Картли», важнейший памятник, созданный в этом жанре. Особое значение «Обращение Картли» имеет благодаря вошедшему в него «Житию святой Нино», действие которого происходит в IV веке, во времена обращения Грузии в христианскую веру святой равноапостольной Нино.
Самым древним грузинским агиографическим памятником, дошедшим до нас, является «Мученичество Шушаник», литературный шедевр, созданный в середине V века Иаковом Цуртавели, духовником царицы Шушаник. «Мученичество» повествует о страстотерпии святой Шушаник, принявшей смерть от руки своего мужа.
«Мученичество Або Тбилели», созданное Иоанном Сабанисдзе в VIII веке, — страстное повествование о жизни и смерти принявшего христианство араба Або, казненного халифским эмиром в Тбилиси в 786 году, во времена арабско-мусульманского господства.
Повесть «Житие Григория Хандзтели», написанная Георгием Мерчуле в середине X века, рассказывает о подвижничестве церковно-политического деятеля и просветителя святого Григория Хандзтели, а также дает подробную историческую картину Грузии VIII—IX веков, ее культурной и религиозной жизни.
Статью и комментарии специально для настоящего издания написала авторитетный специалист по древнегрузинской литературе Нестан Сулава, цикл иллюстраций выполнен заслуженным художником Грузии Лореттой Абашидзе-Шенгелия.
Из внушительного свода грузинской житийной литературы для этого издания выбрано четыре текста. Открывает книгу «Обращение Картли», важнейший памятник, созданный в этом жанре.…
Настоящее учебное пособие сложилось в процессе многолетней преподавательской работы выдающегося театрального художника, народного художника России, действительного члена Российской академии художеств, профессора кафедры сценографии и сценического костюма Российского государственного института сценических искусств Э. С. Кочергина. Уникальная методика, обобщающая опыт обучения театральных художников в Санкт-Петербургском государственном академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина и Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства, основана на практических исследованиях, призванных помочь студентам постичь главные категории композиции и колористики. Курс предназначен прежде всего для будущих сценографов и ориентирован на практическую работу в заданном пространстве сцены.
В качестве иллюстрационного материала использованы работы выдающихся европейских и отечественных художников, а также работы студентов, выполненные в мастерской Эдуарда Кочергина.
Настоящее учебное пособие сложилось в процессе многолетней преподавательской работы выдающегося театрального художника, народного художника России, действительного члена…
Микалоюс Константинас Чюрленис (1875—1911), музыкант, композитор и художник, занимает особое положение в мировом искусстве XX столетня как личность, олицетворяющая собой идею высокого синтеза искусств, мечтаемого и декларируемого многими художественными поколениями, но на практике крайне редко достигаемого. Особенности его трагической судьбы, краткость жизни, оборванной душевным заболеванием. и некоторые общественно-политические обстоятельства, связанные с вечно беспокойной историей Европы, десятилетиями не позволяли подобающим образом оценить его творческое наследие и вывести его за ограниченные рамки национальной культуры его родины. Этот одержимый творческой страстью провинциальный «дилетант» и «недоучка», как снисходительно, но при том совершенно безосновательно высказывались о нём некоторые именитые современники, оказался, как никто из них, на высоте понимания новых задач искусства начинавшегося XX века, которые тогда были ясны только немногим избранным. Основные труды, посвященные жизни и трудам Чюрлениса, были опубликованы около полувека назад, и сегодня настало время по-новому воспринять и переосмыслить его творческое послание. Книга богато проиллюстрирована и снабжена аннотированным указателем имён.
Микалоюс Константинас Чюрленис (1875—1911), музыкант, композитор и художник, занимает особое положение в мировом искусстве XX столетня как личность, олицетворяющая собой идею…