Издательство «Ace Books»

Ace Books — американское издательство, основанное в 1953 году Аароном А. Уинном. Является старейшим издательством, специализирующимся на выпуске фантастической литературы в США. С момента своего образования выпускало книги исключительно в мягкой обложке. В настоящее время действует в качестве импринта Penguin Group (USA) Inc. — регионального отделения Penguin Group.

История

Основано в 1953 году, в США, Сиэттл. Название издательство восприняло от группы компаний А. А. Уинна, который в 1929 году приобрёл у Гарольда Герси бизнес по выпуску pulp-журналов, и сменил прежний логотип в виде свастики на изображение туза пик (Ace). Отсюда же происходит первоначальный лист издательства — вестерны и детективы. Кроме того, по мере развития издательства в Ace выпускались нехудожественные книги, готические и любовные романы, а также новеллизации, и книги многих других жанров и направлений, но основным стала фантастика.

Идею о создании книжного импринта А. А. Уинну предложил Дональд Уоллхейм, который был не очень доволен своей работой в качестве редактора в Avon Books, откуда и уволился в 1951 году. В целом, мысль понравилась Уинну, но он взял паузу в несколько месяцев на раздумья, однако узнав, что Уоллхейм нашёл работу в Pyramid Books, немедленно нанял того в качестве главного редактора. Известный поклонник и редактор SF&F не мог оставить свой любимый жанр без внимания, и в 1953 году выходит первое фантастическое издание от Ace: The Universe Maker/The World of Null-A Альфреда Ван Вогта, изданное в формате книги-«перевёртыша». Уже к 1955 году в «Эйс» выпускалось больше фантастики, чем книг любого другого жанра, а с 1961 года фантастические книги превысили число публикуемых вестернов и детективов вместе взятых.

Вклад издательства в фантастику очень велик. Несмотря на активизацию в этом секторе других книжных домов, в 1950-е и 1960-е годы Ace наряду с Ballantain Books доминировало в сегменте фантастической литературы, изданной в мягком переплёте. Это выражалось не только в количестве выпускаемых книг, но и во влиянии на жанр авторов Ace. В числе писателей, которые начали сотрудничество с этим издательством со своих дебютных или ранних произведений, можно вспомнить Джона Браннера, Сэмюэля Дилэни, Филипа Дика, Гордона Диксона, Томаса Диша, Р. А. Лафферти, Урсулу Ле Гуин, Роберта Силверберга и Роджера Желязны.

Отдельно можно отметить тот, факт, что в Ace были выпущены в 1965 году самые первые издания «Властелина колец» Дж. Р. Р. Толкина в мягком переплёте. Несмотря на то, что эти издания получили статус неавторизованных (из-за того, что Уоллхейм использовал несовершенство американского авторского права), и были позднее выведены издательством из печати, с них началась популярность трилогии в США.

Велико влияние издательства и на книгопечатание, как индустрию. Прежде всего это выразилось в создании очень популярной серии Ace Double, которая существовала с момента выхода первой книги Ace по 1973 год (ряд книг выходил в этой серии вплоть до 1978 года, однако в изменённом формате, поэтому многие не относят их к классическим «даблам» от «Эйс»). Издательство не изобрело формат Tête-bêche (книги-«перевёртыша», в которой обе обложки лицевые, а текст идёт от них к середине), но сделало его чрезвычайно популярным. Многие крупные издательства на волне популярности Ace Double создали свои подобные серии, однако ни одна из них, так и не сравнилась с ней по коллекционной ценности. Также Ace было одним из пионеров введения каталогизации выпускаемых книг, разработав сложную систему литеро-цифровой нумерации.

В 1964 году сотрудником издательства становится ещё один известный редактор — Терри Карр, который начинает в «Эйс» выпуск известных серий антологий The Best Science Fiction of the Year и Universe. Карр также запускает другую известную серию издательства — Ace Science Fiction Special, книги которой не только получают благоприятную реакцию жанровых критиков, но и собирают многочисленные номинации премий, в том числе и самые значимые — Hugo и Nebula.

А. А. Уинн умирает в 1967 году и новое руководство приводит издательство к финансовому кризису. Не имея денег для выполнения обязательств перед авторами надлежащим образом, Уоллхейм и Карр не находят возможным продолжать работу в таком режиме и увольняются в 1971 году. Уоллхейм основывает собственное издательство DAW Books, а Карр становится свободным редактором. Кризис заканчивается тем, что Ace приобретается в 1972 году издательским домом Grosset & Dunlap, который в свою очередь входит в 1982 году в состав издательской группы G. P. Putnam's Sons.

Ace теряет статус самостоятельного издательства и становится импринтом G. P. Putnam's, однако это выводит его на новый этап развития. В составе этой издательской группы с 1965 года основным издательством книг в мягком переплёте выступало Berkley Books в сферу первостепенных интересов которого также входила фантастика. Постепенно этот сегмент переходит к «Эйс» и оно становится профильным фантастическим импринтом группы, а в его листе появляются такие вещи, как серия «Хроники Дюны» Герберта, тетралогия «Король Былого и Грядущего» Уайта, многие произведения Роберта Хайнлайна, и ряд других известных авторов и книг.

В это же время начинается второй период сотрудничества Карра с Ace: на этот раз в качестве внештатного редактора он запускает третью инкарнацию серии Ace Science Fiction Special — New Ace Science Fiction Special, ставшей чуть не популярнее первой своей версии. В ней были опубликованы дебютные романы Уильяма Гибсона, Кима Стэнли Робинсона, Люциуса Шепарда и Майкла Суэнвика.

В 1996 году происходит последнее изменение статуса Ace — оно в составе группы Putnam Berkley Group объединяется с Penguin Books USA с образованием регионального отделения Penguin Group (USA). «Эйс» сохраняет статус фантастического импринта, но теперь в составе непосредственно Penguin Group (USA). Кроме того, происходит объединение редакций с профильным фантастическим импринтом Penguin — Roc, но при этом оба импринта сохраняют свои отдельные листы.

В новейший период к числу авторов Ace присоединяются Джо Холдеман, Чарльз Стросс, Аластер Рейнольдс, Джим Батчер, Патриция Бриггз и многие другие. Из публикаций в «Эйс» выросли до топов бестселлеров NYT и первопубликаций в твёрдом переплёте Шарлин Харрис и Лорел Гамильтон.

Награды

Хьюго / Hugo Award, 1964 // Издатель

Премия читателей журнала "Science Fiction Chronicle" / Science Fiction Chronicle Reader Awards, 1984 // Привлекательные обложки для книг. art director Gene Mydlowski

Последняя редакция: 21 июня 2016 г., 19:16, Rosio