Январь 2024. Молодые ребята приезжают на заснеженную турбазу повеселиться, пофлиртовать и — поиграть в новую компьютерную игру. Все начинается легко и просто, но игра оказывается не просто игрой: из постоянно меняющейся реальности невозможно выбраться, и граница между жизнью и смертью стирается.
Январь 2024. Молодые ребята приезжают на заснеженную турбазу повеселиться, пофлиртовать и — поиграть в новую компьютерную игру. Все начинается легко и просто, но игра оказывается…
Илья Кочергин родился в Москве в 1970 году, учился в Институте стран Азии и Африки, закончил Литературный институт, работал лесником в Алтайском заповеднике, сейчас живет в Рязанской области. Автор книг "Помощник китайца", "Я, внук твой", "Точка сборки", "Ich Любэ Dich" и "Присвоение пространства". Лауреат журналов "Знамя", "Новый мир", "Октябрь".
Взять однажды и уехать с любимой в самую глушь, построить собственными руками дом, забрать на доживание старенького коня. За окном зиму сменяет лето, начинается и заканчивается эпидемия ковида, приходит и уходит 2022 год, — а конь Феня, спасенный от живодерни, постепенно становится центром небольшой вселенной и помогает найти тот самый запасный выход.
"Это настоящая лирическая проза, которая временами превращается в сценарий авторского кинофильма, наполненного образами, флешбэками, непривычными крупными планами". ("Новый мир")
Илья Кочергин родился в Москве в 1970 году, учился в Институте стран Азии и Африки, закончил Литературный институт, работал лесником в Алтайском заповеднике, сейчас живет в…
“Абрам Терц — литературный псевдоним Андрея Донатовича Синявского (1925–1997), филолога, научного сотрудника ИМЛИ в Москве и профессора Сорбонны в Париже, автора книг “В тени Гоголя”, “Спокойной ночи”, “Голос из хора”, “Иван-дурак”, повести “Любимов” и романа “Кошкин дом”.
“Прогулки с Пушкиным” — самая известная, вызвавшая наибольшее количество споров книга Андрея Синявского, которую он написал во время заключения в Дубровлаге. В книгу также вошли эссе “Путешествие на Черную речку” и письмо-ответ А.И.Солженицыну “Чтение в сердцах”, опубликованные в журнале “Синтаксис”.
Предисловие Александра Гениса.
В оформлении книги использован рисунок Михаила Шемякина.
“Прогулки с Пушкиным” — это лирическая проза писателя Абрама Терца, в которой я по-своему пытаюсь объясниться в любви к Пушкину и высказать благодарность его тени, спасавшей меня в лагере.
Андрей Синявский
Чтобы оказаться на дружеской ноге с Пушкиным, Терц отложил в сторону традицию, не озаботился сносками, почти упразднил полемику, презрел терминологию и писал с лапидарной точностью и поэтической вольностью. При этом автор искусно и решительно исключил из текста “Я”, но не интимный тон, с которым никто никогда еще не разговаривал с Пушкиным.
Александр Генис
“Абрам Терц — литературный псевдоним Андрея Донатовича Синявского (1925–1997), филолога, научного сотрудника ИМЛИ в Москве и профессора Сорбонны в Париже, автора книг “В тени…
Книга мастера нон-фикшн Александра Гениса — это избранная путевая проза с тайными вкраплениями лирики. Этот том предлагает особый — авторский — набор жанров: скорее рассказы, чем очерки, сценки, а не советы, и диалоги всюду где можно. Возражая заемной учености Википедии, травелоги Гениса описывают те фрагменты мировых пейзажей, что хранятся в мемуарном сейфе. Не то, что видел автор, а что увез с собой — вид, реплику, блюдо, экспонат или цитату, наконец нашедшую себе место и родину.
Книга мастера нон-фикшн Александра Гениса — это избранная путевая проза с тайными вкраплениями лирики. Этот том предлагает особый — авторский — набор жанров: скорее рассказы, чем…
Из южного приморского городка тридцатых годов — в центр столичной интеллектуальной и творческой жизни; таков путь не только героя знаменитого итальянского фильма, но и выдающегося переводчика и поэта Евгения Солоновича.
Окончив Иняз в пятидесятых, он сразу занялся классиками — Данте, Петрарка, — и, быстро став “главным по итальянской поэзии” в России, остаётся им до сих пор.
Ученик великих — Ильи Голенищева-Кутузова и Сергея Шервинского, — он стал учителем и сам: из его семинара в Литинституте вышло немало переводчиков; один из них — Михаил Визель, соавтор этой книги.
В беседах с младшим коллегой Солонович говорит о трудностях и тонкостях перевода, вспоминает детство и эвакуацию, первые шаги на переводческом поприще, повседневную жизнь этого "цеха задорного" и поездки в Италию, работу с текстами Монтале, Умберто Сабы и Джузеппе Белли, собственные стихи — и всё то, что происходило с ним и со страной за девять десятилетий его жизни.
Из южного приморского городка тридцатых годов — в центр столичной интеллектуальной и творческой жизни; таков путь не только героя знаменитого итальянского фильма, но и выдающегося…
Роман Сенчин (р. 1971) — прозаик, лауреат премий "Большая книга" и "Ясная Поляна". Автор романов "Елтышевы", "Зона затопления", "Дождь в Париже". "Девяностые" продолжают серию сборников прозы Романа Сенчина ("Нулевые", "Десятые"), где в десяти текстах, написанных "там и тогда", отразилось целое десятилетие.
"Девяностые, о которых написаны эти рассказы, — переходный возраст страны и поколения. У нас ломался голос и кости. Мы просыпались в одной стране, засыпали в другой, а на следующее утро просыпались еще в третьей.
Нас они изрядно помотали. Сделали теми, кто мы есть. Мы — Маугли, выращенные не добрым мультяшным медведем Балу, а натуральными лютыми волками. Мы — обломки эсхатологического кораблекрушения.
Это кораблекрушение в широкоэкранном режиме показывает Роман Сенчин в своем новом сборнике".
Андрей Подшибякин
Роман Сенчин (р. 1971) — прозаик, лауреат премий "Большая книга" и "Ясная Поляна". Автор романов "Елтышевы", "Зона затопления", "Дождь в Париже". "Девяностые" продолжают серию…
Вечеринка в честь окончания школы заканчивается убийством. Следователь, директриса, родители и сами школьники пытаются понять, что привело к этой трагедии. Но чем больше следователь погружается в историю, тем отчетливее понимает: директриса и учителя далеки от школьной жизни, родители ничего не знают о своих детях, а дети бывают жестокими. Почему вчерашние друзья с такой легкостью травят тебя сегодня?
Вечеринка в честь окончания школы заканчивается убийством. Следователь, директриса, родители и сами школьники пытаются понять, что привело к этой трагедии. Но чем больше…
Анна Матвеева — прозаик, финалист премий "Большая книга" и "Ясная Поляна", автор романов "Каждые сто лет", "Перевал Дятлова, или Тайна девяти", "Завидное чувство Веры Стениной", сборников "Катя едет в Сочи", "Девять девяностых", "Лолотта и другие парижские истории", "Спрятанные реки". В книге "Картинные девушки" Анна Матвеева обращается к судьбам натурщиц и муз известных художников.
Кем были женщины, которые смотрят на нас с полотен Боттичелли и Брюллова, Матисса и Дали, Рубенса и Мане? Они жили в разные века, имели разное происхождение и такие непохожие характеры; кто-то из них не хотел уступать в мастерстве великим, написавшим их портреты, а кому-то было достаточно быть просто рядом с ними.
"Мои героини не всегда в полном смысле слова натурщицы, они — девушки с картин, "картинные девушки". Судьба каждой из них неразрывно связана с судьбой мастера, и рассказывая о Форнарине, нельзя не говорить о Рафаэле, а история Ольги Хохловой не обойдётся без упоминаний Пикассо; совсем другим художником мог стать Боттичелли без своей Симонетты, Рембрандт — без Саскии, а Модильяни — без Жанны". (Анна Матвеева)
Анна Матвеева — прозаик, финалист премий "Большая книга" и "Ясная Поляна", автор романов "Каждые сто лет", "Перевал Дятлова, или Тайна девяти", "Завидное чувство Веры Стениной",…
Екатерина Чиркова родилась в Москве, закончила филфак МГУ и магистратуру психфака ВШЭ. Член Союза художников России; практикующий психолог, арт-терапевт.
В романе "Не знаю" каждая глава — монолог о прожитом и прошедшем. Профессор филологии и амбициозный прозаик Кольцов, его жена Лёлечка, чей главный талант — создание домашнего уюта (никому не нужного в их семье), дочь Анна, ищущая себя, — у каждого своя история. "Литературные стаи" 1970-х, учеба в университете в 1990-х, опасности парапланеризма, путешествие по настоящим джунглям в 2020-е; московские улицы, коты, вышитые картины, книги и рукописи. Но главными оказываются несказанные слова и непрожитые чувства, тоска по любви и теплу.
Екатерина Чиркова родилась в Москве, закончила филфак МГУ и магистратуру психфака ВШЭ. Член Союза художников России; практикующий психолог, арт-терапевт.
Юрий Домбровский (1909–1978) писал свой главный роман “Факультет ненужных вещей” более десяти лет, не надеясь на публикацию в СССР. Впервые книга была издана в парижском издательстве в 1978 году, и автор даже успел подержать ее в руках. Публикация на родине состоялась много позже.
“Факультет” завершает своего рода дилогию, начатую “Хранителем древностей”, в них и главный герой один и тот же — Зыбин, человек, преданный культуре и сам ее неотъемлемая часть. Это роман-притча о предателе, жертве и палаче, о том, что в нашей стране понятия эти тесно и трагически переплетены. Зыбин арестован (антисоветская пропаганда, побег за границу, кража золота), но все равно остается победителем. Несломленным. Как и автор романа.
Отечественные и зарубежные критики ставили "Факультет ненужных вещей" в один ряд с “Мастером и Маргаритой” М. Булгакова и “Доктором Живаго” Б. Пастернака.
И вот знаете, что мне сейчас вспомнилось? Лессинг писал где-то, что мученик — самая недраматическая фигура в мире. Об нем и трагедии не напишешь. У него ни поступков, ни колебаний, ни переживаний — одно терпение. Его мучают, а он терпит, его искушают, а он молится.
…После мучеников всегда идут палачи.
Юрий Домбровский (1909–1978) писал свой главный роман “Факультет ненужных вещей” более десяти лет, не надеясь на публикацию в СССР. Впервые книга была издана в парижском…
Мария Лебедева (р. 1991) — литературный критик. «Там темно» — её дебютный роман.
Кира работает в хостеле и хочет написать книгу. Яся учится в школе, и все с облегчением выдохнут, когда она её окончит. Сёстры знают друг о друге только по разговорам родных. У них не так много общего: отец и одинаково обострённое чувство эмпатии. Но большая белая птица, появившаяся из ниоткуда, становится проблемой для обеих, и сёстрам придётся объединиться.
Мария Лебедева (р. 1991) — литературный критик. «Там темно» — её дебютный роман.
Кира работает в хостеле и хочет написать книгу. Яся учится в школе, и все с облегчением…
Даниэль Бергер (р. 1983) родился и живет в Кыргызстане, режиссер документального и игрового кино, продюсер, автор нашумевшей книги рассказов «О нечисти и не только».
«Чего ты хочешь?» — сидящий на жаркой улице Фетхие старик задает единственный вопрос. Кто‑то хочет варить кофе, от которого проясняется взгляд и ум, другой — порвать со старой жизнью, третий — чтобы его страна следовала своей судьбе. Все желания исполнятся — но одному Богу известно, к чему это приведет.
В новом романе «Кофе с перцем» любовь крепко замешана со смертью, события из современной истории Турции с древними притчами, а кофе — с самыми опасными сущностями.
«Кофе, кровь и перец, будучи взятыми попарно, дадут шесть сочетаний. И я выберу свое — кофе и перец. От крови я отрекся пятьдесят лет назад».
Даниэль Бергер (р. 1983) родился и живет в Кыргызстане, режиссер документального и игрового кино, продюсер, автор нашумевшей книги рассказов «О нечисти и не только».
Майя Кучерская — прозаик, филолог, автор книг "Тётя
Мотя", "Ты была совсем другой", "Плач по уехавшей учительнице рисования", "Бог дождя", а также биографии "Лесков. Прозёванный гений". Создатель программы "Литературное мастерство" в НИУ "Высшая школа экономики" и писательских мастерских Creative Writing School.
"Современный патерик" — это собрание веселых и грустных, смешных и трогательных историй из жизни современных православных. Историй, в сюжетах и в языке которых прослеживаются традиции Лескова и Боккаччо, стилизации под проповеди, волшебные сказки, обыгрывание "страшилок" из детского фольклора…
"Настоящий (например, Киево-Печерский) патерик — жанр совершенно серьезный и документальный. И цели у него высокие – привести человека к Богу.
Этот сборник следует числить совсем по другому ведомству — ведомству изящной словесности. Да, отдельные исторические персонажи здесь присутствуют, но даже про них автор рассказывает небылицы. И тем, кому во что бы то ни стало захочется разыскать в отдаленной российской губернии норку православного ежика или попробовать чудо-яблоки из сада, выращенного ангелами, боюсь, придется нелегко".
Майя Кучерская
Майя Кучерская — прозаик, филолог, автор книг "Тётя
Мотя", "Ты была совсем другой", "Плач по уехавшей учительнице рисования", "Бог дождя", а также биографии "Лесков. Прозёванный…
Юрий Домбровский (1909–1978) — прозаик, поэт, прошедший через несколько арестов, лагерей, ссылок и не сломавшийся. Автор романов “Обезьяна приходит за своим черепом”, “Хранитель древностей”, “Факультет ненужных вещей”, “Рождение мыши”.
Начатый в ссылке в Алма-Ате роман “Хранитель древностей” считается почти автобиографическим. Молодой сотрудник краеведческого музея Зыбин, интеллектуал-одиночка, занимается сбором и упорядочиванием предметов старины, в то время как неясный, но ощутимый страх становится частью повседневности.
Законченный в 1964 году, роман был напечатан на исходе оттепели и тут же переведен на Западе, вызвав там большой шум. Отечественная критика его просто “не заметила”.
"“Я прежде всего — хранитель древностей, а они кто? Я археолог, я забрался на колокольню и сижу на ней, перебираю палеолит, бронзу, керамику, определяю черепки и совсем не суюсь к вам вниз. Пятьдесят пять метров от земли — это же не шутка! Что же вы от меня хотите?”
А мне отвечают: “История — твое личное дело, дурак ты этакий. И никуда тебе не уйти от этого — ни в башню, ни в разбашню, ни в бронзовый век, ни в железный, ни в шкуру археолога. Мы давно поняли, зачем ты туда забрался”".
Юрий Домбровский (1909–1978) — прозаик, поэт, прошедший через несколько арестов, лагерей, ссылок и не сломавшийся. Автор романов “Обезьяна приходит за своим черепом”, “Хранитель…
Прозаик Елена Чижова — петербурженка в четвертом поколении; автор десяти романов, среди которых “Время женщин” (премия “Русский Букер”), “Повелитель вещей”, “Орест и сын”, “Терракотовая старуха”. Петербург, “самый прекрасный, таинственный, мистический город России”, так или иначе (местом действия или одним из героев) присутствует в каждой книге писателя.
“Город, написанный по памяти” — роман-расследование, где Петербург становится городом памяти — личной, семейной, исторической. Елена Чижова по крупицам восстанавливает захватывающую историю своей семьи. Графская горничная, печной мастер, блестящая портниха, солдат, главный инженер, владелица мануфактуры и девчонка-полукровка, которая “травит рóманы” дворовым друзьям на чердаке, — четыре поколения, хранящие память о событиях ХХ века, выпавших на долю ленинградцев: Гражданская война, репрессии 1930-х годов, блокада, эвакуация, тяжкое послевоенное время.
"Километров за тридцать до конечной станции мама сошла с поезда… До Ленинграда она добиралась на попутном грузовике. Одна. Дома, на 1-й Красноармейской, ее ждала пустая комната: из довоенной мебели осталась железная кровать. Впрочем, отсутствие мебели маму нимало не расстроило: главное — Ленинград. Из радостей первый дней: все говорят по-ленинградски. Это чувство языка — чистого, вновь обретенного после долгой разлуки, — осталось на всю жизнь".
Прозаик Елена Чижова — петербурженка в четвертом поколении; автор десяти романов, среди которых “Время женщин” (премия “Русский Букер”), “Повелитель вещей”, “Орест и сын”,…
Валерий Попов — прозаик, мемуарист, автор книг «Жизнь удалась», «Чернильный ангел», «Комар живет пока поет», «Плясать до смерти», «Довлатов» (в серии «ЖЗЛ»); представитель петербургских шестидесятников; был знаком с Андреем Битовым, Сергеем Довлатовым, Иосифом Бродским, Виктором Голявкиным, Владимиром Уфляндом.
В книгах Попова — всегда гротеск и фантазия, его тексты называют «яркими, абсолютно личностными, штучными по фактуре».
Валерий Попов — прозаик, мемуарист, автор книг «Жизнь удалась», «Чернильный ангел», «Комар живет пока поет», «Плясать до смерти», «Довлатов» (в серии «ЖЗЛ»); представитель…
Алексей Варламов — прозаик, филолог, автор романов "Душа моя Павел" и "Мысленный волк", а также биографий русских писателей ХХ века. Лауреат премий "Антибукер", "Большая книга", "Студенческий Букер" и литературной премии Александра Солженицына.
Герой нового романа Алексея Варламова "Одсун" в конце 2010-х годов приезжает в Чехию читать лекции по литературе, но вместо университета оказывается в старом доме в Судетах, некогда принадлежавшем семье судетских немцев. Тайна этого дома и трагическая участь его обитателей после Второй мировой войны вызывают у героя острую рефлексию-воспоминание, где сошлись воедино и личная драма, и то, что принято называть большой историей.
"Я сижу далеко за полночь в опустевшей “Зеленой жабе”. Меня окружают лишь шкуры убитых зверей, темные зеркала, старинные шкафы, пивные бочонки, кружки и пустые экраны телевизоров, но я чувствую, что все равно не один в этом мире, где перепутались границы и времена. Меня обступают тени, я слышу далекий смех, возгласы, чужую грубую речь, но мы не можем пересечься".
Алексей Варламов — прозаик, филолог, автор романов "Душа моя Павел" и "Мысленный волк", а также биографий русских писателей ХХ века. Лауреат премий "Антибукер", "Большая книга",…
Виктор Драгунский написал "Денискины рассказы" в конце 1950-х. С тех пор многое изменилось, но мы по-прежнему смеемся, услышав "Папа у Васи силен в математике". Это издание — необычное. В него вошли не только рассказы про Дениску и его друзей, но и истории о жизни шестьдесят лет назад. Их написал Денис Драгунский, прозаик и сын писателя. Он рассказал, как играли в прятки в коммунальных квартирах и гоняли на велосипедах во дворе, о газировке с сиропом и генеральских пуговицах, о том, что в "Денискиных рассказах" выдумка, а что произошло на самом деле.
Виктор Драгунский написал "Денискины рассказы" в конце 1950-х. С тех пор многое изменилось, но мы по-прежнему смеемся, услышав "Папа у Васи силен в математике". Это издание —…
“Самодержец пустыни” — книга о жизни Романа Федоровича Унгерн-Штернберга (1886–1921), эстляндского барона, белого генерала и монгольского хана, о судьбах людей, с ним связанных, о Гражданской войне на востоке России. Это новое, существенно переработанное и дополненное издание с уникальным подбором фотографий.
“Мрачное обаяние Унгерна не сводится только к “обаянию зла”. Одним из первых в ХХ столетии Унгерн прошел тот древний путь, на котором странствующий рыцарь становится бродячим убийцей, мечтатель — палачом, мистик — доктринером. На этом пути человек, стремящийся вернуть на землю золотой век, возвращает даже не медный, а каменный” (Леонид Юзефович).
“Самодержец пустыни” — книга о жизни Романа Федоровича Унгерн-Штернберга (1886–1921), эстляндского барона, белого генерала и монгольского хана, о судьбах людей, с ним связанных, о…
Книга “Батюшков не болен” — художественное исследование судьбы и творчества Константина Николаевича Батюшкова (1787–1855), одного из самых неразгаданных и парадоксальных классиков золотого века русской поэзии. Душевная болезнь рано настигла его, однако наследие оказалось настолько глубоким, что продолжает гипнотизировать читателей. Каждое поколение снова и снова “разгадывает” Батюшкова, и эта книга — еще одна попытка понять его.
Писатель Глеб Шульпяков с любовью воссоздаёт обстоятельства личного, литературного и светского быта, в которых отпечатывается бытие поэта. На страницах книги оживают его друзья и близкие, любимые поэты и художники, а также литературные интриги и скандалы того времени. Вместе с Батюшковым читатель путешествует по Германии, Франции, Англии и Италии, проживает исторические события 1812 года, Битвы народов и взятия Парижа, свидетелем и участником которых он был.
Книга “Батюшков не болен” — художественное исследование судьбы и творчества Константина Николаевича Батюшкова (1787–1855), одного из самых неразгаданных и парадоксальных классиков…