Рецензии на книги издательства «Языки славянских культур»

Оценка nastya141086:  5  

Французский «солдат удачи» Жак Маржерет служил двум русским царям – Борису Годунову и Лжедмитрию I. В его записках всё чётко, сухо, по-военному. И сам капитан прямой как палка. Но это неплохо, т.к. он, если чего-то не знает, не придумывает небылицу, а честно говорит: «Я не знаю, меня там не было.» Зато очень подробно пишет о том, в чём разбирается – войско, жалованье, лошади.
Россию Маржерет увидел большой богатой страной; очень впечатлила его царская казна. Капитан отмечает веротерпимость, борьбу со взяточничеством, что приговорить человека к смертной казни могут только после суда в Москве. А вот русский народ для француза варвары: невежды, грубияны, развратники, и какими словами он нас только не называет )). Автор пишет, что в России не существует дуэлей, но при этом «грубый народ» не… Развернуть 

Оценка akitan:  3  
Смешанные чувства

Порадовало: огромный список литературы и цитаты на средне- и древнеирландском (приятно удивили обнаруженные параллели с современным ирландским, который недавно начала учить).
Были интересные мысли (например, про волчицу).
Но вот уж никак не ожидала, что столько раз будет упомянуто слово шл*ха, хотя всё-таки это уже в приложении.
В целом, чем дальше к концу - тем более скомканно, единого смысла у книги нет, будто надёргали кусков из разных мест.
Рецензию пишу скорее как заметку для себя, чтобы не забыть впечатления.

Оценка DenisTetyushin:  4  

В далёкой-далёкой Бразилии живут индейцы народности пираха, численность которых не превышает 500 человек. Для нас, привыкших к благам цивилизации, они показались бы людьми из периода до нашей эры: крайне примитивный быт, отсутствие определённых навыков и представлений о появлении мира, неразвитый язык.

Зная всё это, Дэниел Эверетт - молодой лингвист и миссионер - вместе с женой и тремя маленькими детьми перебирается из США в джунгли Амазонии для того, чтобы перевести на язык пираха Библию и обратить индейцев в христианство. Задача в истории человечества не нова, но от этого не менее уникальна. Видимо, в таком же ключе думал и сам Дэниел, когда решил написать этот нон-фик и рассказать о том, как перевернулся его мир.

Жизнь бок о бок с пираха, у которых в языке нет числительных, понятий… Развернуть 

Оценка spectralrunner:  3.5  
Longue duree

В первых двух томах Бродель в подробностях показывал устройство Средиземноморья - от географии и климата до зарплат цеховых мастеров и инфляции. Так что, когда в третьем томе начинается обычная история, то немного даже удивляешься. Хотя, понятие обычная история, на самом деле, к этому сочинению не очень применимо - потому что история здесь максимально непарадная, где успех похода зависит от получения кредита у генуэзских купцов, а любое завоевание, если не оно не подкреплено самим направлением истории, останется бумажной победой. Мне показалось, что для самого Броделя эта часть уже была совершенно необязательной, настолько легко тут описываются непосредственные события, что у читателя остается не столько знание о конкретном событии, сколько его образ в истории. К тому же, этот том раза в… Развернуть 

Оценка spectralrunner:  3.5  
«Среди дворян появилось много выходцев из купцов, — говорит другой современник, — которые с жаром стараются подражать аристократам старой закалки» - 1560
В городах царит нескромность, в деревне — тирания. Люди становятся слишком изнеженными из-за своей привязанности к удовольствиям и к женщинам, из-за страсти наряжаться и вместе с целомудрием утрачивают заботу о хозяйственных делах» - 1615

Поначалу опять вызывает даже недоумение - от перечисления многочисленных, но довольно-таки очевидных фактов, которые прыгают, как по времени, так и по географии. Но мало-помалу за деревьями начинает виднеться исторический лес, гомерических масштабов. Бродель рассматривает Средиземноморье, как единую сущность, которая компенсирует взлеты и падения внутри себя. Совсем как море - если где-то прилив, то… Развернуть 

Оценка MaryKostenko:  4.5  
Ведьма голая по росе качается и росу в ведро собирает

Доводилось ли вам в детстве слышать мистические истории о колдунах, ведьмах, бабках знахарках, ясновидение, порче, заговоров и тому подобных вещах? Я с детства, со страхом и трепетом, внимала каждому новому рассказу.

Содержание этой книги меня мгновенно привлекло и завоевало моё внимание до самого третьего тома. Много интересного я узнала из этой книги, что помогло существенно расширить кругозор, а иногда просто услышать подтверждение тому, что в детстве я считала "страшилками для детей".

Экспедиция, собравшая такие ценные материалы, оказалась очень интересная и познавательная, а для тех кто питает особый интерес с фольклору, мистике, культурологи и мифологии — это вообще ценный клад. Даже обывателю, далёкому от этнографии и культурологии будет интересно познать мир славянской демонологии,… Развернуть 

Оценка Matvei_68:  5  
Археология с антропологией

Антропология, археология, древняя ДНК. Хорошее дополнение для книги Дэвида Райха "Кто мы и как сюда попали"(издан 2018, перевод 2020) Который рассматривает историю заселения Европы в 4-5 главах и заканчивает на распространении ямной культуры(индоевропейцев). Вот тут то тему подхватывает Джин Манко и продолжает изучать вопрос. Было забавно синхронно читать обе книги там где они описывают одно. У Райха хорошие таблицы и больше деталей, у Манко наглядные карты и шире временной интервал.
Обе книги пеняют на то, что из-за нацистов, стало плохим тоном поддерживать теории о миграциях, вторжениях и замещениях популяций. И лишь изучение генома человека, через "ни хочу" вернуло эти понятия обратно в научный оборот.
Краткий пересказ сюжета:
До появления земледельцев(50,000-11,000 лет до н.э.)… Развернуть 

Оценка BlBird:  5  
Не кричи индейцы!

Этнографическая книга о племени пираха, живущем в диких и наполненных хищными зверями лесах Амазонки оставляет след в сердце любого читателя, кому не безразлична жизнь на земле, ее многообразие, культурные различия, ставящие ,порой, в тупик большинство светлых голов научного пантеона, но не героя нашей книги.

Даниэль Эверетт, ставший впоследствии профессором, лингвистом, выучивший с нуля язык "прямоголовых", как себя называют сами пираха (все остальные для них, следуя аналогии, "кривоголовые") описывает свою жизнь в племени пираха.

Первые поездки в сердце Амазонки он предпринял ещё в 1977 году. Позднее, в 1979 он приезжает туда со всей семьёй, включая трёх маленьких детей, 2-х, 4-х и 9 лет и женой. Всё это происходит под эгидой миссионерства, чтобы обратить заблудших жителей джунглей в… Развернуть 

Оценка spectralrunner:  3.5  
Сто коротких рецензий. #30 Добропорядочные варвары

Судя по общедоступной информации Бродель был одним из первых, кто поставил классическое понимание истории вверх тормашками - историю творят народы, а цари и полководцы только завершают процессы, которые продолжаются веками. Здесь же он рассматривает Средиземноморье, как цельную сущность, которая имеет гораздо больше общего между собой, чем с абстрактными понятиями "Европы", "Азии" или "Африки". Должен сказать, обе концепции мне нравятся и, как минимум, порассуждать по теме интересно.

К удивлению, написано крайне легко, никакого заумствования - отчего словно читаешь не докторскую диссертацию, а научпоп на историческую тему. Да и в целом, видимая цель этой работы - дать максимально общий обзор Средиземноморья, не углубляясь в даты и имена, показать закономерности и не всегда очевидные вещи,… Развернуть 

спойлер
Оценка lutra-lo:  5  
Полторы стрекозы

В школе я очень любила кружок обсуждения стихотворных текстов: целый час разбираться с парой строк, смотреть, как произведение сделано. В этой книге три обсуждения похожего толка: несколько поэтических строф Мандельштама, затем заметки автора книги об этих строках.

В первом разделе разбираются следующие шутливые строки:

Дайте Тютчеву стрекОзу -
Догадайтесь, почему.

И речь идет именно о стрекозе. Почему Тютчеву - если в его стихах с трудом можно найти единственный пример использования этого слова? Почему не там ударение в слове? Что стоит за вызовом "догадайтесь, почему"?
Проблема со стрекозой в том, что в поэтической традиции, в частности у Тютчева ("Звонче голос стрекозы"), стрекоза описывается как громкое насекомое, способное к тому же звучать по-разному. Однако стрекозы летают почти… Развернуть 

Оценка Wiktor_Malawski:  3.5  
Ангельский доктор


Элеонор Стамп
"Аквинат"

Сейчас у меня нечто вроде тура по литературе о религии, и в рамках этого тура меня заносит в самую разнообразную литературу - да и то ли еще будет! В этот раз меня занесло в настоящий философский трактат, который, несмотря на свой в общем-то небольшой объем, оказался неслабым испытанием для моих отвыкших от высокой философии мозгов - все-таки чистая философия в моих планах появляется нечасто, но я весьма уважаю такие книги.

Данная книга посвящена философии Фомы Аквинского, "ангельского доктора" средневековой схоластики, который стал основателем целого философского направления - томизма, и до сих пор находятся некоторые философы, продолжающие работать в рамках томизма или созданного на его основе в прошлом веке неотомизма. Значение Аквината для средневековой западной… Развернуть 

Оценка Integro:  4  

Плотный концентрированный научный текст для тех, кто уже разбирается в теме. В качестве первой книги по данному материалу точно не подойдет. В работе рассматриваются выделенные задачи, так что прежде, чем приообретать книгу, лучше ознакомиться с содержанием - точно ли там есть то, что вы ищете.

Очень качественный обзор литературы, большое число хороших метафор для более легкого понимания вводимых концепций. Глава 4 и первая часть главы 7 прочитались вообще на одном дыхании - но это, вероятно, зависит от вашей области научных интересов.

Оценка YuliyaOdnodvortseva:  3  

Книга состоит из трёх статей. Первые две, посвященные решающему влиянию на Набокова русского Серебряного века и, в частности, Вяч. Иванова и Блока, меня не слишком убедили. А вот третья - "Лолита-бабочка" - была интересной.

Например, в ней предлагается универсальная формула для восприятия не только "Лолиты", но и других, подобных, неоднозначных с точки зрения морали, произведений.

Суть ее в том, что художник ставит моральную проблему, не давая при этом собственных решений и не поддерживая какие либо готовые установки, а предлагая читателю самому через собственный опыт, пережитый посредством искусства, вынести суждение.

И таким образом, произведение искусства помогает человеку решать этические проблемы через эстетическое их представление и переживание. То самое "книга заставила задуматься".

Оценка DollakUngallant:  5  
Нам пишут из Древней Руси
«Археологи шутят, говоря, что
чем некультурнее человек,
тем толще оставленный им
культурный слой»
В.Л.Янов

Не приходится рассчитывать на то, что в средневековом городе была чистота, а мусор и другие продукты жизнедеятельности регулярно кем-то убирались.
Но и обвинять наших предков в неряшливости и некультурности не смею: в археологических раскопках не участвовал. К сожалению.
Что до их «некультурности», «поголовной безграмотности лапотной России», то этот миф точно давно рухнул. Рухнул если не сразу после 26 июля 1951 г., когда молодая работница Нина Федоровна Акулова нашла в новгородском раскопе первую берестяную грамоту (б.г.), то обвалился через пару-тройку лет после того. И причиной тому – обилие б.г., открытых-отрытых в Великом Новгороде и еще 10-ти древнерусских городах. На… Развернуть 

Оценка mrs_Ekilei:  1  

Книга шла у меня очень туго, мне буквально приходилось продираться через этот текст, хотя научпоп на эту тему я обычно читаю с удовольствием. Эта книга с явным перекосом в сторону научного и ощутимым дефицитом популярной составляющей. Книга рассказывает о работе зеркальных нейронов в мозге обезьян и человека. Как назло, ничего нового для себя я не узнала, так что все мучения впустую.

Оценка NeillAmbiguity:  1  
Бред. Даже, шизофренический бред. Почему-то, ЭТО, названо повестью. Скорее, это сочинение вниманию психиатора для определения психического здоровья написавшего. В очередной раз, удивляюсь, как подобное можно издавать ( переводить, редактировать, рекламировать и проч.). И, не последний вопрос : зачем такое писать? кому эта писанина адресована? в чем идея? Попытка подражания Оруэллу? Стругацким? Тогда, это напоминает потуги путинского ‘Зенита’ тягаться с ( даже, не сильнейшими), а с средненькими футбольными клубами Европы. Как слон и моська. Сплошная профанация. Развернуть 
Оценка Tasaisekai:  5  
Неплохая теория

Сперва рассмотрим о чем эта книга.
В центре внимания автора проблема эволюции человека и возникновения языка.
Автор рассматривает различные теории эволюции человека и возникновения языка и опровергает их. В числе опровергнутых им теорий – теория о поющих обезьянах, теория о существовании холистического протоязыка, теория «груминга и сплетен». Также Дерек Бикертон не согласен с тем, что язык мог возникнуть из-за увеличения мозга или то, что он связан с орудиями. То, что в книге приведено так много различных точек зрения и то, что они объясняются - это несомненный плюс.
По Дереку Бикертону хорошая теория должна отвечать нескольким параметрам. Условия, которым должна удовлетворять достойная теория происхождения языка:
Уникальность
Экологичность
Правдоподобие
Эгоистичность
Уникальность… Развернуть 

Оценка Inku:  4  
Грамматика поведения
Англичане, в отличие от русских, ценят не правду и искренность, а хорошие манеры и позитивный взгляд на мир.

Собственно, вся книга – обоснование приведенного выше тезиса, с теоретической базой и богатым иллюстративным материалом. Условно ее можно разделить на две части: в первой нам рассказывают о классификации культур и, соответственно, коммуникативных моделей – все ключевые понятия и имена на месте: Хофстеде, Клакхон/Стродтбек, Вежбицкая, Виссон, далее везде, – после чего автор переходит к рассмотрению основных культурных различий между англичанами и русскими: их sense of privacy и наше чувство локтя, их эгалитаризм и наше уважение к старшим, их stiff upper lip и наше гуляй рванина, их understatement и наша прямолинейность. Разбор проводится преимущественно (я бы даже сказала –… Развернуть 

Оценка Calpurnius:  5  
+

Всё, что пишет Борис Андреевич, читается с большим интересом. Потому что мастер своего предмета старается писать так, чтобы донести мысль и убедить любого читателя. "Семиотика искусства" - это книга, где автор использует метод семиотического толкования произведений иконописи и ренессансной живописи, то есть выискивает в общей композиции и деталях определённый смысл, который может быть переложен в виде текста. Семиотика изображения - это семиотика текста. Ещё одним важным понятием является точка зрения, будь то в изображении или в литературном произведении. Отталкиваясь от правильно понятой точки зрения, мы имеем возможность прочитать произведение должным образом. Книга Успенского способна дать много пользы для понимания человеческой культуры.

Оценка Calpurnius:  4  
+

Добротный труд немецкого филолога о ключевых моментах построения и интерпретации повествования. Анализ форм репрезентации речи героев и рассказчика, автора произведения. Чувствуется структуралистский подход.

1 2 3 4 5 ...