Издательство «VEB E. A. Seemann Verlag»

EA Seemann Verlag — немецкая издательская компания, расположенная в Лейпциге.

История

Старейшее немецкое издательство «E.A. Seemann Verlag» основано Эрнстом Артуром Зееманном в 1858 году. В возрасте 29 лет он заявил об открытии в Эссене своего предприятия «E.A. Seemann, Verlags- und Sortiments-buchhandlung, verbunden mit Kunst-, Musikalien u. Antiquariatsbuchhandel» [Издательство Е.А. Зееманн и книготорговля по искусству, музыке и антиквариату]. Его название ясно указывало на профиль предприятия. Так было создано одно из первых в Германии издательств по выпуску литературы по искусству. Через три года, в августе 1861 года Зееманн перевел свою компанию в Лейпциг, и с течением времени его имя стало отличительным знаком высококачественной печатной продукции по изобразительному искусству.

В 1858 году профессиональная деятельность Зееманна заметно расширилась. Он возглавил отдел продаж в книжном издательстве «Pierer» в Альтенбурге, где также курировал четвертое издание «Universal-Lexikon der Gegenwart und Vergangenheit» [Универсальный лексикон современности и прошлого]. В том же году Зееманн открыл под своим именем издательство с книжным магазином в Эссене, где проживала его мать. В августе 1861 года после продажи части компании (магазина розничной торговли) он перевел свое предприятие в Лейпциг.
В Лейпциге Зееманн развернул активную издательскую деятельность, фактически основав первую в Германии специализированную фирму по выпуску и продаже изобразительной продукции — альбомов, книг, репродукций картин, открыток. Это был один из самых плодотворных периодов работы компании.

Одним из главных направлений фирмы стал выпуск справочной и энциклопедической литературы, для которой Эрнст Зееманн смог привлечь в качестве авторов известных ученых.

Эрнст Артур Зееман возглавлял свое предприятие более четырех десятилетий. В январе 1899 года он передал свой издательский бизнес старшему сыну Артуру Зееманну и отошел от дел.

В 1899 году, Артур Зееманн разделил руководство компании с Густавом Кирштейном (Gustav Kirstein, 1870—1934), который вошел в дело как финансовый партнер, а затем был назначен управляющим директором издательства. Редактор и глава художественно-исторических журналов, автор книг и статей по искусству, коллекционер, он начал свое сотрудничество с издательством в качестве автора несколькими годами раньше, а в 1899 помимо прочего стал и его совладельцем.

Незадолго до своей кончины (1925) Артур Зееманн в 1923 году представил Кирштейну своего старшего сына Элерта Зееманна (Elert A. Seemann, 1892—1989), который в качестве пайщика вошел в управление издательским домом, а впоследствии стал его главой.

Когда нацисты пришли к власти, в июне 1933 года еврей Кирштейн под давлением Элерта Зееманна вынужден был покинуть издательство и отказаться от всех государственных должностей. Отделившись от «E.A. Seemann Verlag» в июле 1933 года он основал собственное издательство, которое также стало заниматься продукцией по изобразительному искусству – изданием художественных репродукций. Поначалу оно называлось «Seemann&Co» и считалось филиалом первого. Однако вскоре Кирштейн переименовал его в издательство «Мастера цвета» [Meister der Farbe]. После скоропостижной смерти Кирштейна в феврале 1934 года, руководство фирмой взяла на себя его супруга Клер Кирштейн [Claire Therese Kirstein, 1885—1939], и возглавляла ее до 1938 года. Тогда издательство было экспроприировано властями, а художественная коллекция семьи конфискована; паспорт Клер был аннулирован, что исключило возможность побега. В 1939 году Клер Кирштейн покончила с собой.
Тогда же Элерт А. Зееманн воспользовался своим согласованным по договору правом выкупа фирмы Кирштейна. Однако из-за разногласий с Министерством пропаганды Рейха возвратный выкуп вступил в законную силу только в 1942 году.

В 1945 году Элерт Зееман оказался не у дел. Из-за членства в нацистской партии он не смог восстановить лицензию на возобновление работы «E.A. Seemann Verlag». Однако бывший филиал издательства, прежде возглавляемый Кирштейном, «Seemann & Co.» получил лицензию и сумел продолжить свою деятельность. В декабре 1946 года ему было выдано разрешение на издание журнала по искусству и художественному дизайну. Год спустя это издательство получило лицензию на публикацию литературы по искусству, искусствознанию и культуре. В тот период компания еще оставалась собственностью семьи Зееманн, даже несмотря на то, что сам Элерт Зееманн не был признан владельцем фирмы и уже переехал на Запад. Здесь, в британской зоне оккупации Германии, он сумел не без труда создать новый филиал семейного бизнеса в Кёльне и возглавлял его, несмотря на значительные экономические трудности, до своей кончины в 1989 году. Это издательство он перепрофилировал на литературу по изобразительному искусству.

В 1945 году все имущество лейпцигского издательства осталось у его сестры Ирмгард Нусбаум-Зееманн [Irmgard Nußbaum-Seemann]. В феврале 1946 года новая администрация Восточной Германии [СВАГ] утвердила ее в качестве собственника. Однако в феврале 1952 года она покинула ГДР. После этого издательский дом «E.A. Seemann Verlag» в Лейпциге был национализирован и в августе 1952 года преобразован в государственную компанию. Она получила название «VEB E.A. Seemann Buch- und Kunstverlag». Имя его основателя «Ernst
Arthur Seemann» осталось в названии вопреки претензиям и длительным разбирательствам с кёльнским издательством «Elert А. Seemann Verlag».

После объединения Германии в 1990 году ситуация в книгоиздательском деле Восточной Германии радикально изменилась. Новая политика приватизации издательских фирм меняла во многом характер их деятельности, специализацию или вынуждала к структурным изменениям11. «Чаша сия» не миновала и издательство «Зееманн». Оно было приобретено крупным предпринимателем Сильвием Дорнье и в 1992 году включено в состав берлинского «Медиа-холдинга Дорнье» [Dornier Medienholding GmbH]. Тем не менее, редакция и производство«Зееманн» остались в Лейпциге. Имя Эрнста А. Зеемана, а также профиль издательства были сохранены.

В 2003 году «Зееманн» и еще одно издательство бывшей Восточной Германии, выпускающее литературу по музыке, театру, кино – Henschel Verlag (Berlin) – было приобретено бизнес-партнерами Берндом Кольфом и Юргеном Бахом. Ими была основана новая компания «Seemann Henschel GmbH & Co.KG». Ныне издательство именуется «E.A. Seemann Henschel Verlagsgruppe» и продолжает выпускать научно-популярные книги и альбомы по изобразительному искусству, классической музыке, хореографии и театру.

Ссылки

Последняя редакция: 7 февраля 2022 г., 16:36, nuker