Вход / регистрация

«От нас требуется одна простая вещь: мы должны дать детям шанс»

Екатерину Тимашпольскую , автора книг о Мите Тимкине и Кате Ершовой , очень хочется назвать «спортсменкой, комсомолкой и просто красавицей», но мы сдержимся и пойдём строго по фактам: учительница начальной и средней школы с большим стажем, преподаватель словесности и английского языка, мама троих детей и верный друг многих сотен, если не тысяч — детей, родителей, учителей… Неутомимая выдумщица — и внимательная созерцательница школьной жизни, которую она с большой любовью воспевает в своих книгах. Дмитрий lapadom Гасин поговорил с Екатериной о её героях, читателях и педагогических секретах.

08:47

Ниже идёт расшифровка видео. И на всякий случай скажем: вопросы носят шуточный и провокационный характер. Не воспринимайте их слишком серьёзно :)

Расскажите о своих творческих достижениях за последнее время. Мы что-то слышали о выходящих книгах, о встречах с читателями — а если подробнее?

— Смотря что считать достижениями :) Книжки выходят — наверно, это достижение. Недавно вышла вторая книга о Кате Ершовой , и я очень надеюсь, что скоро выйдет и третья — это будет трилогия, как и «Митя Тимкин» . После этого мы с Катей Ершовой попрощаемся и отправим её в свободное плавание — пусть она едет куда захочет. Может, она отправится преподавать в деревню — Катя Ершова такая девушка, бедовая, ей всё нипочём.

В этом году у меня было очень много встреч с читателями — в школах и в библиотеках; в начальной школе и в 5–6-х классах… Иногда бывало по три-четыре встречи в день, иногда было больше 200 школьников на встрече…

Это рекорд, насколько я понимаю?

— Да, это абсолютный рекорд, но мы с детьми справились. Вообще мне всегда очень интересно общаться с детьми: они чудесные, они такие искренние… И чем больше я с ними общаюсь, тем больше у меня возникает вопросов — вопросов очень важных, которые я пытаюсь решить в своих книгах. В последнее время меня очень занимает такой вопрос: где у нас у всех находит кнопка, некий тумблер, который бы не переключать. Дело в том, что человек маленький — он непосредственный, он живой, он искренний, он добрый… И этот человек через некоторое время, вырастая, вдруг превращается в злого, завистливого, гаденького человечка, который пытается перейти дорогу или сделать что-нибудь нехорошее своему собрату. Вот мне хочется понять — почему это всё же происходит с человеком и что нужно учителям и родителям сделать, чтобы дети навсегда остались детьми. Знаете, как говорят: если взрослый человек в душе сохранил ребёнка — значит, он уже состоялся.

Все вышедшие книги Екатерины Тимашпольской: трилогия «Митя Тимкин» и две книги о «Школе Кати Ершовой»


Вы так трогательно говорите о детях — «искренние, добрые»… Да вы что, любите их, что ли?

— Конечно, дети на самом деле — это тигры, а каждый учитель в душе — укротитель, который, входя в клетку, должен не бояться. Но это я шучу — я действительно очень честно и искренне люблю детей. И пока я писала книгу о Кате Ершовой, поняла одну важную вещь. Мне часто говорят, что главная героиня книги — это идеал, который очень хочется видеть и детям, и родителям, но на самом деле его не бывает. Нет, на самом-самом деле такие люди бывают! И чтобы их было больше, нужно сделать одну маленькую и очень простую вещь — как прожектором, подсвечивать в ребёнке его хорошие качества и не видеть плохие. И тогда высвеченные этим прожектором, этим мощным лучом любви положительные качества взрастут. Вот такой рецепт.

Действительно рецепт! Но неужели учитель может правда любить ребёнка?! Это же просто невозможно, противопоказано профессионально!.. :)

Мне кажется, что в школе работают люди, которые любят детей. Это, конечно, немного ненормальные, чуть-чуть сумасшедшие люди, энтузиасты своего дела. Я не понимаю, как человек, который терпеть не может детей, который хочет всё время ставить двойки, вообще оказывается в школе и что он там делает. Потому что, друзья, вытерпеть это без любви невозможно. Поверьте мне, я работаю в школе уже достаточно долго. Я каждый день вхожу в класс и каждый день понимаю, что если во мне нет любви и энергетики, если я не могу передать эту энергетику детям, то ничего на уроках не получается. В школе невозможно работать «от звонка до звонка» — это ненормированный рабочий день, это постоянно случающиеся неприятности и всё что угодно. Но та отдача, которая идёт от детей — они ведь на самом деле очень благодарные, — перекрывает всё. И ещё я поняла одну важную вещь — как бы высокопарно это ни звучало, а я грешу этим, друзья, — мы, учителя, каждый день входим в класс к ребёнку с единственной надеждой, что они что-то сделают в нашем будущем. Многие из нас уже не успеют изменить этот мир — и дети действительно наша последняя надежда. Они могут придумать лекарство от рака, они могут полететь на Луну, они могут изобрести машину времени — на самом деле они могут всё. От нас требуется одна очень маленькая и простая вещь: мы должны дать им этот шанс.

Получается, именно об этом и написаны книги про Катю Ершову?

Да, именно об этом — и я порекомендовала бы читать их всем будущим учителям. Это как рецепт, выписанный врачом, которому вы доверяете. В общем-то, это лёгкие и смешные книжки — но на самом деле они очень серьёзные, в них много маленьких «фишечек», действенных приёмов и подтекста. Например, там есть такой интересный отрывок, как женщина в автобусе пытается унизить ребёнка — и как отвечает ей девочка, как она разруливает эту ситуацию, как закрывает конфликт.

03:41

На видео Екатерина читает упомянутый отрывок из книги «Школа Кати Ершовой. Мозг диплодока и интервью с монстром»

Она безо всякой грубости абсолютно обезоруживает эту злую тётю — а злые тёти, как мы знаем, встречаются довольно часто. И в жизни, и в литературе, и в кинематографе, и в мультфильмах присутствуют злые тёти и учителя — даже не учителя, а «училки». Их так и зовут — училки: химички, физички, математички… Какой ужас! Всё нужно поменять! В школе должны работать прекрасные, весёлые, молодые, красивые — которые могут и на дерево залезть вместе с учеником, и с забора сигануть, и зарыться в осенние листья, как зарывается Катя Ершова вместе со своими девчонками в школьном дворе. Да ещё и подбивает заслуженную учительницу Российской Федерации в возрасте — а та, оглянувшись вокруг и убедившись, что никого рядом нет, тоже впадает в это прекрасное состояние детства и ныряет в листья. И выныривает оттуда уже обновлённой — и идёт на урок. Представляете? Она же на крыльях туда летит! А дальше на этом уроке можно и Мандельштама, и Пастернака, и Пушкина, и Лермонтова, и Гоголя, и современных авторов, и древние рукописи перечитать.

03:37

Отрывок про листья :)

Отлично! Пожелаем нашим ученикам и учителям, чтобы они на секундочку, на денёчек заглянули в школу Кати Ершовой. Думаю, это будет очень полезно.

Комментарии


Учитель ДОЛЖЕН любить ребёнка. Это как дышать.