Издательство «Таврида»

Государственное предприятие "Издательство и типография «Таврида»" — мощнейшее в Украине полиграфическое предприятие с 85-летним опытом работы. Предприятие специализируется на производстве всех видов полиграфической продукции.

В издательстве «Таврида» вышли сотни книг о Крыме.

История

Крымскому предприятию «Издательство и типография «Таврида» исполнилось 90 лет. Вся история нашего предприятия сродни судьбе и жизни поколений людей, живших в то время в послереволюционной России, Советском Союзе и живущих сегодня в молодом Украинском государстве. Торжественное открытие 1-й Крымской государственной образцовой типографии состоялось 23 марта 1922 года.
Предприятие было создано вследствие национализации и объединения 14 мелких предприятий г.Симферополя. Полиграфическая база действительно на тот период была внушительная: 24 плоскопечатные машины, 9 американок, 2 резальные машины. Как говорят исторические документы, типография печатала газету «Красный Крым» и оказала в тот период неоценимуюуслугу развитию просвещения. С индустриализацией страны проводилась и технологическая модернизация производства, появились наборные машины,отечественные печатные станки.
После освобождения нашего полуострова от фашистских захватчиков началась кропотливая работа по воссозданию типографии практически заново. Однако наибольшим дефицитом на тот период были квалифицированные кадры. Для решения этой проблемы на базе типографии создается ремесленное училище, в котором занималось 100 человек. Выпуск этого училища практически стал основой послевоенного становления профессии полиграфиста не только на нашем предприятии, но и в целом в Крыму.
Значительным в истории нашего предприятия стал период 1956-1960 г.г. Началась серьезная модернизация производства. Появились двухкрасочные офсетные машины, книжные листовые ротационные машины, ниткошвейные и бумагорезальные машины. В газетном цехе устанавливаются быстроходные газетные рулонные ротационные машины.
Важной вехой в дальнейшей судьбе предприятия явилось печатание центральных газет с матриц, доставляемых из Москвы самолетами. Первой центральной газетой, печатавшейся в Крыму, стали "Известия", а с мая 1962 года газета "Правда". Основными газетами являлись "Сельская жизнь", «Комсомольская правда», «Красная звезда», «Труд», «Советский спорт». Газеты распространялись в Крыму и Херсонской области. Несмотря на эти успехи в Крыму периодические издания были в дефиците и в 1969 году Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР Крымская областная типография передается в ведение Управления делами ЦК КПСС. Так была открыта первая страница в новейшей истории теперь уже издательства и типографии "Таврида".
В 1969 году начато проектирование, а в 1970 году строительство нового полиграфического комплекса, со становлением которого крепко связаны судьбы полиграфистов, журналистов, работников почты. В 1971 - 1975 годах вступил в строй комплекс, включающий газетный производственный корпус. Вскоре мы уже печатали 8 центральных, 3 областные, 1 районную и 33 многотиражные газеты разовым тиражом 1 млн. 50 тыс. экземпляров. За период с 1970 года по настоящее время на наших глазах стремительно бежало время и также стремительно менялись технологии. Освоив газетные агрегаты и стереотипные автоматы, мы с 1977 года осваивали прием газет по каналам связи, изготовление клише газетных полос. На смену строкоотливным наборным машинам с 1988-1989 гг. пришли персональные компьютеры и мы, освоив новую технику, избавились от свинцовых сплавов и отправили последний линотип на вечную стоянку как музейный экспонат в холл административного корпуса. Освоив фотополимеры, ликвидировали стереотипное оборудование. С приходом рулонных офсетных машин и установкой автоматической книжной линии «Зиглох-Шталь» механизировали производство книг в твердом переплете самого высокого качества. К 1991 году издательство выпускало 506 млн.газет форматом А-2 (формат «Крымской правды») ежегодно и 5 млн. книг в твердом переплете, а также миллионы брошюр и этикеток для всего Советского Союза.
После распада СССР и образования на постсоветском пространстве независимых государств рынок полиграфических услуг резко изменился. В связи с ростом цен на книги и газеты, а также раздела информационного пространства мы потеряли все центральные газеты. Резко упали тиражи местных газет, несмотря на то, что их количество растет с каждым годом. И так в 2001 году объем выпуска газет сократился до очень скромной цифры 23,0 млн. экземпляров (снизился в 22 раза). В значительной мере на падение объемов газетного производства повлияла старая технология высокой печати и изменения рынка газетной продукции. Газеты стали дорогими, требования к качеству повысились, особый спрос имели полноцветные газеты. Старая технология высокой печати, рассчитанная на количественные показатели, не позволили издательству привлечь новых заказчиков. В последние годы резко упали объемы и тиражи книжной продукции. Так в 1999 году мы выпустили 1531,8 тыс. книг в твердом переплете при среднем тираже в 20-30 тыс. экз., 1343,0 тыс., в 2001 году при средних тиражах всего в 5-7 тыс. экземпляров.
Особенно сильным ударом по экономике издательства было решение правительства Украины о предоплате налога на добавочную стоимость в октябре 1997 года. Предприятие основательно село на картотеку за неоплату налога и отсюда стремительно росла задолженность по зарплате, электроэнергии и другим платежам. Коллектив большого государственного предприятия волею недальновидных политиков был брошен на самовыживание в море непродуманных, зачастую не состыковующихся законов, разночтение различных ведомственных подзаконных актов, еженедельных проверок различными органами, каждая из которых преследовала единую цель – штрафные санкции.
Экономические показатели предприятия с каждым годом становились все хуже. Поскольку масштабы издательства и типографии велики, развиваться было тяжело. В переломные для предприятия 90-е гг. мы пережили большой отток кадров. Тем не менее, традиции полиграфического производства и выпуска газеты и книги, складывавшиеся десятилетиями, остались, остались и специалисты – фанаты своего дела, влюбленные в типографию и в свою работу. Наверное, это и помогло выжить.
Технологическое оснащение и переход на новый уровень.
Оборудование на «Тавриде» развивалось параллельно с отраслью и прошло все то, что только было в полиграфии – от старых постепенно обновляющихся технологий до современных. Сегодня рынок полиграфии велик и разнообразен и наша задача правильно и грамотно подстроится под сегодняшние желания заказчиков и ориентировать наше производство на выпуск качественной полиграфической продукции при низкой себестоимости и быть конкурентоспособными на рынке.

Последняя редакция: 9 августа 2013 г., 12:02, SaganFra