25 августа 2018 г., 01:05

10K

7 книжных новинок: обзор от историка и писателя Алекса Громова

27 понравилось 8 комментариев 2 добавить в избранное

T.V._Muraveva__Moskovskij_izograf_Simon_ Татьяна Муравьева Московский изограф Симон Ушаков

Издание рассказывает об известном русском иконописце и о повседневных деталях сложной и драматичной эпохи, знаменовавшей переход от Средневековья к Новому времени. Симон Ушаков родился через десять с небольшим лет после окончания Смутного времени, а умер в начале царствования Петра I. Он был воспитан и обучен в рамках традиционного русского искусства, но стал уже не столько средневековым мастером-иконописцем, сколько художником в смысле, близком к современному. «Он первым попытался отойти от традиционной условно-плоскостной манеры древнерусской живописи и наметил переход к новой эстетике реализма, или, по его собственным словам, «световидности» и «живоподобности». Будучи разностороннее одаренным человеком, Ушаков работал во многих видах и жанрах изобразительного и прикладного искусства: писал иконы и парсуны, расписывал фресками храмы и царские палаты, делал рисунки для боевых знамен и книжных гравюр, чертил географические карты и планы, создавал эскизы бытовых предметов».

Всю свою жизнь Симон Ушаков прожил в Москве. На одном из планов Москвы 1660-х годов на Варварке отмечен участок с подписью: «двор иконописца Симона». Ушаковым написаны иконы для ряда столичных храмов — церкви Святой Живоначальной Троицы в Никитниках, церкви Святителя Григория Неокесарийского на Полянке, Илии Пророка Обыденного в Обыденском переулке и других. На иконе «Древо Московского государства (Похвала Богоматери Владимирской)» 1668 года Ушаков запечатлел первое в истории изображение Москвы — вид Успенского собора и Кремлевской стены с башнями. В течение долгих лет Симон Ушаков возглавлял Иконописную мастерскую при Оружейной палате в Кремле. Он создал собственную «ушаковскую» школу, среди его учеников, последователей и сподвижников были известные художники - Гурий Никитин, Георгий Зиновьев, Иван Безмин, Никита Павловец. Во многом творчество Ушакова повлияло на стилистику всей русской живописи второй половины XVII века.

Он был автором первой дошедшей до нашего времени русской гравюры на металле. «Эта гравюра, выполненная Ушаковым в 1665 году, представляет собой аллегорическую композицию «Семь смертных грехов». Полуобнаженный грешник бредет по дороге, согнувшись почти до земли под тяжестью двух деревянных ведер, из которых выглядывают грехи в образах собаки, змеи, козла, павлина, медведя, лягушки и льва. Руки и ноги грешника скованы цепями, на глазах — повязка. На его согбенной спине сидит, поджав ноги, сам сатана и бичом гонит несчастного прямо в адское пламя». До того подобный сюжет в русском искусстве не встречался. Основой для работы стала иллюстрация из опубликованной в Нидерландах книги Игнатия Лойолы «Экзерциции». Но Симон Ушаков творчески переработал первоначальную композицию, придав ей с помощью нового пластического решения другое эмоциональное значение.

V.B._Muravev__Lubyanka._Tam_gde_bylo_Kuc Владимир Муравьев Лубянка. Там, где было Кучково поле

Местность под названием Лубянка упоминается в воспоминаниях москвичей с XVII до начала XX века. В тексте рассказывается о появлении названия Кучково поле, «Петровом чертеже» («Годуновском плане» Москвы 1597 года), первом геодезическом плане Москвы 1739 года, изданном в последней четверти XVIII века первом печатном справочнике по Москве «Описание императорского столичного города Москвы». Его автором был Василий Григорьевич Рубан, окончивший с золотой медалью Московский университет. Говорится и об основоположнике москвоведения как науки - профессоре Московского университета Иване Михайловиче Снегиреве…

Повествуется в книге и о «ягодинском особняке», палатах Хованских, доме Ростопчина, который Федор Ростопчин, будучи отставным вельможей, приобрел в 1811 году. Через несколько месяцев он стал московским генерал-губернатором и одним из организаторов антинаполеоновской патриотической пропаганды, связанной и с московским журналом «Русский вестник», который издавал поэт и драматург, участник Наполеоновских войн 1805-1807 годов С.Н. Глинка.

«В 1809 году Наполеон через французского посла в России Коленкура высказал Александру I неудовольствие «неприязненным духом» «Русского вестника». В результате этой жалобы Глинка был уволен с государственной службы, цензор - профессор Московского университета и поэт А.Ф. Мерзляков — получил выговор, министр просвещения издал циркуляр об ужесточении цензуры «по материям политическим, которых не могут видеть сочинители и, увлекаясь одною мечтою своих воображений, пишут всякую всячину в терминах неприличных».

Художник А.М. Васнецов в 1929 году написал акварель «Москва-городок и окрестности в XII веке», изобразив панораму Москвы-реки и ее берегов, устье Неглинной, древнюю Москву. Это связано с тем, что в 1921 году появилась Историко-географическая комиссия, которую возглавлял академик Д.Н. Анучин. Ее задачей было всестороннее исследование вопроса, почему Москва возникла именно на Боровицком холме, в ходе работы были тщательно проанализированы все характерные черты местности, описаны реки, лесные массивы и, конечно, дороги. «В результате этих исследований А.М. Васнецов и изобразил сеть дорог, проходящих через город и связывающих Москву с другими русскими княжествами – Киевским, Владимиро-Суздальским, Тверью, Великим Новгородом. Одним из важнейших направлений была дорога на Владимир, и она как раз проходила по Кучкову полю». Впоследствии Москва развивалась преимущественно вдоль главных дорог, которые становились городскими улицами.

Maryana_Skuratovskaya__Kak_odevalis_tvoi Марьяна Скуратовская Как одевались твои прабабушка, бабушка и мама

В красочной познавательной детской книге (подходящей и для семейного чтения) рассказывается - в виде дневниковых записей пяти женских поколений одной семьи - что носили девочки, девушки, взрослые женщины на протяжении XX века. Как говорится в предисловии, написанном в форме диалога девочки (ставшей потом автором книги) и ее мамы, объясняющей подробности: «Понимаешь, платье само по себе не так уж много значит. Важно, кто его надевал и когда. И по какому поводу. То, что ты надеваешь в школу, может рассказать и о твоей школе, и даже о том, как ты себя ведешь. Есть ли там форма? Или каждый носит, что хочет? Интересует ли тебя одежда или ты каждый день готова ходить в одном и том же?.. Одежда может рассказать о человеке очень многое. О его характере, о том, что он любит и не любит, как он работает и как отдыхает. О том, какая у него семья. Словом, о жизни! А из таких маленьких историй и складывается история большая».

Читатели узнают, что носили городские и сельские жители в конце XIX – начале XX веков, как изменилась жизнь в стране после начала Первой мировой войны, и какие существовали традиции, связанные с одеждой (в том числе – ношение формы), и почему они возникли, как изменилась одежда после Октября 1917 года, какими были модели одежды в первые годы СССР.

В книге можно наглядно увидеть за сто лет не только смену традиций и жизненных укладов, но и одеяний - от парадных до повседневных, а также - сопутствующих им атрибутов, многие из которых уже позабыты и стали элементами нашей истории. Одним уже сейчас полузабытом, а ранее - непременным атрибутом советского времени для детей был пионерский галстук, и специальный зажим для него. В книге описана и Московская Олимпиада, изображен ее талисман – Олимпийский Мишка, спортивная одежда и модные тенденции 1990-х годов.

Последняя дата «дневниковых записей» - 8 октября 1998 года, впечатления студентов двух институтов: «Теперь есть возможность выбирать, как ты хочешь выглядеть».

Mohammad_Reza_Yusefi__Pervyj_v_mire_Navr Мохаммад Реза Юсефи Первый в мире Навруз

В прославленном эпосе «Шахнаме» собрано и сведено воедино множество древних народных легенд. Современный детский писатель создал по мотивам классической поэмы великого Фирдоуси цикл оригинальных произведений, раскрывающих смысл ключевых эпизодов. В новой книге рассказывается о далеких временах, когда людьми правил мудрый и справедливый царь Джамшид. И была у него помощница - чудесная белая птица Сепиде. Царь желал уменьшить груз страданий и забот, который приходилось нести людям, ведь еще слишком вольготно чувствовали себя на земле чудовищные отпрыски злых сил. Они насылали засуху и мороз, болезни и войны, мешали людям обретать знания.

Чтобы понять, где нанести недругам первый удар, царь обратился за советом к мудрой птице. «Сепиде внимательно посмотрела царю Джамшиду в глаза, подхватила его, поднялась с ним высоко в небо, и они полетели вдаль. Летели они, летели и наконец прилетели к высоким горам. Стоило им там опуститься, как все жители гор сбежались к царю Джамшиду. Они упали к его ногам и стали умолять: — Спаси нас от гнёта Дэва гор! Он уводит наших овец целыми отарами, он забирает в рабство наших детей!..

Джамшид пожалел их и решил сразиться с Дэвом гор. Но как его найти? Конечно же, он стал искать совета у Сепиде. В ответ Сепиде взлетела и направилась вглубь горной страны, а царь Джамшид следовал за ней. Так он добрался до самого сердца гор, до тёмной пещеры, где обитал злобный дэв, который мучил всех горных жителей. Джамшид подошёл к пещере и крикнул: — Эй, дэв! Выходи! Я, царь Джамшид, вызываю тебя на бой!».

Жестокое и долгое было сражение, но царь одолел врага. Однако об этом узнали не только люди, которые ликовали и радовались, но и прочие дэвы. И они не собирались оставлять людей в покое. Пришлось храброму царю и птице Сепиде вновь отправляться в далекий путь на поиски их тайных убежищ.

Книга оформлена множеством красочных иллюстраций, гармонично дополняющих текст.

o-o.jpeg Свет любви и веры

Что волнует современного человека, не то ли самое, что и далеких предков? Вечные вопросы о любви, добре и зле, горести и радости… В этом издании собраны рассказы современных иранских писателей, среди авторов - Реза Амир-Хани, Сейед Мехди Шоджаи, Надер Эбрахими, Сара Эрфани. Из произведения полны переживаний, порой парадоксальны, но их герои всегда живые и искренние.

Вот сельский учитель, человек тихий и скромный, он, наверное, читал многие из тех изысканных строк, что сложили персидские поэты во славу любви и красоты. Но сам он ни о чем подобном даже грезить не осмеливался. И однажды произошло невероятное. «В первый раз он подумал, что еще длится его утренний сон и что его посетило небесное видение, которого удостаиваются лишь ангелы в эмпиреях. Но когда густые ресницы медленно, плавно и величаво пошли вверх, когда рука протянула ему пиалу с молоком, когда губы… губы дрогнули, произнеся:
— Господин! Молочка вам принесла!

Тогда он осознал, что картина в раме — это не сон, что это даже и не картина, а… А что это, он не понял. Но, что бы это ни было, оно повторялось каждое утро. Девушка приходила мягко и почти бесшумно, отдавала в руки мужчины пиалу с молоком, забирала вчерашнюю пустую, и внезапно картина исчезала из рамы. И как он ни напрягал ум и память, так и не смог понять, где он раньше видел эту девушку. Никакого прошлого в его сознании она, кажется, не имела… Но где же была ты, Луноликая?».

И если бы не искушение поцеловать таинственную пери, всё, быть может, так бы и продолжалось. Но не успел учитель с этим искушением справиться. А мгновение спустя понял, что теперь всякий встречный будет знать об этой слабости – одинаковыми безобразными пятнами покрылись их лица. Чтобы спасти возлюбленную от позора, чтобы никто не мог сравнить эти отпечатки, он бежит в пустыню, не взяв даже воды. Однако на пороге гибели находит удивительную разгадку. Впрочем, общую таинственность она только усиливает. Многим героям этих рассказов выпадает и необходимость делать непростой выбор, и испытание страхом, они проявляют мужество и отступают, ошибаются и снова выходят на верный путь.

o-o.jpeg Карина Сарсенова. Иное

Заветные желания могут исполниться в точности, но во благо такое везение пойдет далеко не всегда и не всем. Этот сборник объединяет рассказы, в которых тема желаний и страстей переплетена с непостижимыми путями судьбы и темой противостояния злу именно там, где довелось с ним столкнуться, будь то уровень власть предержащих или частная жизнь обычного человека.

Казалось бы, что связывает погибшего от рук заговорщиков сербского короля Александра, австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда, покушение на которого еще только готовится, и британского премьер-министра Ллойд-Джорджа? Каждому из них приходилось делать выбор в сложных ситуациях, настаивать на своем, совершать ошибки, менять мнение. Но вот настает момент, когда надо принимать решение, от которого зависит будущее не только одной страны, но и значительной части мира. «Вздохнув, Ллойд-Джордж поднялся из-за стола. Сегодняшний день обещал быть крайне важным в истории вверенного ему государства. Сегодня он проложит Англии куда более длинный и широкий путь в светлое будущее. Никто, кроме него, не понимал, что войну прекращать еще рано. Но ставить свою подпись уже пора. Он потратил долгие годы своей жизни, чтобы наполнить казну и поднять престиж собранного им правительства. Своего имени. Своей страны. Он, единственно выдающийся на сей день премьер-министр Великобритании, убедил всех, что войну следует прекратить. И именно по этой причине ему удастся пустить дело вспять». Однако на самом деле всё пойдет иначе, как будто сторонник мира – эрцгерцог Франц, с чьей гибели эта война началась, еще способен повлиять на ситуацию.

Зло и добро далеко не всегда однозначны, по мнению автора, более того, именно в склонности видеть все вокруг в черно-белом восприятии заключено одно из самых опасных искушений. Самообман подстерегает многих, маскируясь под стремление к справедливости или неподдельную, на первый взгляд, любовь. В реальной жизни имеют значение полутона, позволяющие сгладить неизбежный конфликт между черным и белым, найти дорогу в лабиринте парадоксов.

o-o.jpeg Михаил Костин, Алексей Гравицкий Земля–Паладос

Что творится в душе человека, когда он осознает, что догмы, на которых он был воспитан, не вполне соответствуют реальности? А если честно, то безмерно далеки от нее… И ведь еще недавно всё было просто и понятно. Но представленная в романе модель будущего ставит всех героев перед необходимостью заново искать свое место в мире, который внезапно перестал быть простым и понятным.

Этого не может избежать и тот, кто был идеальным воином в рядах сурового ордена, именующего себя Церковью Света, и тот, кого давно воспринимают как воплощение позора. Один сражается с безжалостным врагом всех гуманоидов - Призраком, исполняя не только свой долг, но и следуя призванию. А другой, очнувшись с больной головой после бурной гулянки, осознает, что он летит на далекую планету Паладос навстречу такому же врагу, хотя никогда не мечтал о подобной участи. Но когда-то давно, еще в детстве, ему не оставили выбора. «Они все играют. Все в масках. И он тоже. Только маска ему досталась более солидная, перед которой другие в почтении склоняются. Весь мир — одни сплошные маски, осознают они это или нет. А что там под маской, никого, собственно, не волнует».

Захватывающий роман заставляет вспомнить золотую классику жанра космооперы. Но здесь уже другой космос, несмотря на весь мастерски выписанный антураж от угрюмой шахтерской планеты до пиратских атак на космолеты. Впрочем, тут и пираты бывают разные, некоторые даже склонны к размышлениям: «Я просто предлагаю задуматься. Человек так устроен в большинстве своем, что ему надо подавить окружающих, продемонстрировать, что он лучше. Быстрее, выше, сильнее. Умнее. Злобнее… Нет, мне вовсе не нужно, чтобы все человечество и прочие гуманоиды жили моими мыслями. Мне просто очень хочется, чтобы каждый человек думал своей головой. Понимаете? Своей. Ведь она есть у каждого».

И если на карте обозначен клад, а на самом деле там обнаруживается анабиозная камера с последним представителем исчезнувшей цивилизации, то быть может, это знак, что мир, конечно, остался таким же, полным вранья и жажды наживы, но себя можно изменить и начать жить заново.

В группу Партнеры Все обсуждения группы
27 понравилось 2 добавить в избранное

Комментарии 8

Спасибо за сведения. Мне нравится познавательная литература. Если бы не ЛайвЛиб, я бы не прочитала и не узнала о многих интересных книгах. Спасибо за то, что вы есть!

Про Лубянку прочитать можно)

alloetomore, Меня тоже эта книга заинтересовала

Спасибо за подборку. Действительно, столько интересных книг выходит, про которые даже не знаешь.

Отлично!

Интересно