13 июля 2018 г., 12:27

9K

7 книжных новинок: обзор от историка и писателя Алекса Громова

24 понравилось 2 комментария 1 добавить в избранное

Eduard_Limonov__Moi_zhivopistsy.jpg Эдуард Лимонов Мои живописцы

Книга представляет собой не искусствоведческое исследование, а собрание субъективных и эмоциональных заметок об изобразительном искусстве, основанных на личных предпочтениях автора. Среди множества художников Лимонов выбрал тех, которые оказались «чем-то» ему близки, в коротких, порой саркастичных очерках описал свои впечатления об их полотнах и порой – непростой жизни и отчасти – той исторической обстановке, в которой они жили.

По мнению Лимонова, живопись – это не столько живопись, сколько мировоззрение. Первый (по порядку) отечественный мастер в книге – Андрей Рублев, причем Лимонов уделяет внимание не только ему, но истории Андроникова монастыря, с которым у него связаны личные воспоминания. «Итальянская живопись началась с подражания византийским иконам. О Джотто пишут, что он «преодолев византийскую иконописную традицию, стал подлинным основателем итальянской школы живописи». Наш Андрей Рублёв, родившийся около 1360 года и умерший в 1428 году в Андрониковом монастыре в Москве, недалеко ушёл по времени от Джотто, который умер в 1337 году, но он не преодолевал византийскую иконописную традицию, а развил её в русскую иконописную традицию.

Рублёв вполне мог, родившись в Московском княжестве, строить Москву, в 1382 году ему было 22 года, в таком возрасте легко тесать камни и таскать их куда нужно.

А Андроников монастырь стоит на холме, с него удобно обозревать окрестности и видеть, что едут или плывут лихие люди, и приготовиться к битве. Взять щит как большую сковородку и рубило, этот секущий бритвой меч-саблю, и с другими мужиками побежать к врагу, если их немного, или запереться от них в монастыре, если их много. Обычные люди, даже лихие воины исчезают с лица земли без следа, даже если ты сотню врагов зарубил, а вот голубые пятна рубах и замученные глаза святых — остаются».

От художников Средневековья и Возрождения (П. Уччелло, Д. Беллини, С. Боттичелли, Микеланджело, Рубенс, Дюрер) следует переход к поздним мастерам - Врубелю и Ван Гогу, Мунку и Уорхолу, а также к воспоминаниям о посещениях Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, начиная с далекого 1966 года, тамошних импрессионистов и мумии в Египетском зале. В последней главе Лимонов пишет о самых, по его мнению, древних художниках: «Китайские живописцы, которых мы, европоцентричные жители европейского полуострова, совсем плохо знаем, я подозреваю, велики, и гениальнее европейцев…». Книга проиллюстрирована репродукциями самых известных работ художников, вошедших в сборник.

Dmitrij_Shvidkovskij__Ot_megalita_do_meg Дмитрий Швидковский От мегалита до мегаполиса. Очерки истории архитектуры и градостроительства

Первый раздел познавательного иллюстрированного издания – «Времена и стили» - посвящена рождению архитектуры, мегалитам, готике и Ренессансу, классицизму и экзотическим стилям в европейской архитектуре, архитектурным открытиям Французской революции и происхождению современной архитектуры. В XIX веке, когда для возведения городов возникла потребность в принципиально новых строительных материалах и технологиях, инженеры, химики и промышленники наладили производство металла, стекла и бетона, причем металл впервые стал воплощением архитектурного замысла при возведении знаменитого Хрустального дворца в 1851 году в Лондоне.

Второй раздел – «Дома и люди» - посвящен английскому барокко, творениям Антонио Гауди, Ле Корбюзье, Ф.Л. Райта, постмодернизму, английскому дому и памяти места («архитектура как очеловеченное пространство»).

Следующий раздел – «Память русской архитектуры» - описывает романский стиль и византийскую традицию, деятельность трех итальянских мастеров московского Ренессанса, загадку церкви Вознесения и собор Василия Блаженного. «Известно, что Иван Грозный выписал у Елизаветы I лондонских строителей, выполнивших декор храма Василия Блаженного. В то же время декор самого Кремля стал символом царской и церковной власти, превратился в язык, на котором говорило и русское зодчество в XVII веке…

Архитектура эпохи Романовых началась с подобных культурных явлений. Как свидетельствовал летописец, на Спасской башне Кремля с дошедшими до нас готическими элементами соседствовали впоследствии утраченные аллегорические скульптуры, вероятно, в античном духе – прием, характерный для североевропейского маньеризма. Тот факт, что царь Михаил Федорович, первый властитель из новой династии, использовал его для украшения главного въезда в свою резиденцию, дает ключ к пониманию новой архитектурной моды. Смешение множества художественных течений в то время свидетельствовало о попытках найти «большой стиль», необходимый для идеологии централизованного государства».

Далее рассказывается об основании Петербурга и императорском барокко, усадьбах и особняках, классическом дворце в романтическом парке, и стиле модерн. Заключительный раздел – «Годы и города» - посвящен Парижу, Праге, Лондону, Оксфорду, Риму, Мануе, Звенигороду и Москве.

Mariya_Cherepanova__Zanimatelnye_labirin Мария Черепанова Занимательные лабиринты. Города, реки и горы России

В сборник занимательных красочных карт-лабиринтов, нарисованных художницей Настей Бахчиной, попал Северный морской путь, Транссибирская железная дорога (ее начали строить еще в XIX веке, а отправившись из Москвы во Владивосток, можно увидеть 5 крупнейших рек России), Золотое кольцо России, Кругобайкальская железная дорога и многое другое.

«В междуречье Оби и Иртыша находится Васюгнаское болото – самое большое в России и в мире. Площадь этого болота превышает размеры таких европейских стран как Швейцария, Дания или Эстония. Проложи маршрут для научно-исследовательской экспедиции болотоведов так, чтобы они могли побывать в безлюдных местах. Но не забудь – необходимо пополнять запасы продуктов в населённых пунктах».

В одной семье Маша хочет посетить музей янтаря в Калининграде, а ее брат Миша – Куршскую косу с удивительным «Танцующим лесом». Другой брат – Дима - собирается отправиться в самый западный российский город – Балтийск. Надо составить маршрут путешествия. Юным читателям предстоит отправиться по рекам и каналам из Белого моря в Каспийское, помочь Коле из Ростова-на-Дону отправиться к другу Толе в Астрахань на каникулы, не потеряться в Алтайских горах и попутешествовать по заповедным местам Урала.

Sulmaz_Hadzhevand__Pamyat_o_predkah.jpg Сульмаз Хаджеванд Память о предках

В замечательной стране Шекарестан и ее столице живут самые разные люди. Есть бедные, но достойные, есть самодовольные богачи, которым до поры до времени, кажется, всё нипочем. А есть и откровенные мошенники вроде Туранга, который считал зря прожитым тот день, когда он кого-нибудь не облапошил. И однажды он выбрал своей жертвой бабушку Камар, а та, занятая заботами о внуке-младенце и его братишках и сестренках постарше, даже и не поняла, какую бумагу принес ей на подпись коварный негодяй. Сказал, что письмо к правителю, она и подписала, а на самом деле «Туранг там написал, что она продала ему дом». Через несколько дней он снова явился и на законных основаниях выгнал старушку из ее дома.

Та со вздохом собрала немудреные пожитки и, уходя, сказала – мол, раз уж ты отнял у меня всё, оставь хотя бы отцовский гвоздь в стене. Довольный Туранг решил посмеяться и письменно подтвердил, что этот единственный гвоздь во всем доме принадлежит прежней хозяйке. И начал обустраиваться в захваченном жилище. Но стоило ему улечься спать, как раздался громкий стук в дверь. «За дверью стояла бабушка Камар. Увидев Туранга, она сказала: «Ты спал? Прости меня, я увидела плохой сон. Мне приснилось, что гвоздь покойного отца вытащили из стены».

Туранг, у которого ещё колотилось сердце, ответил:
«Гвоздь цел и невредим, торчит себе в стене. Теперь уходи, я хочу спать!»
Бабушка Камар возразила: «Нет, дядюшка, мне нужно увидеть своими глазами, чтобы об этом больше не думать».
Она вошла, посмотрела на свой гвоздь в стене, попрощалась и ушла. А Туранг, как ни старался, до утра не мог заснуть».
И это он еще не знал, что готовит ему в будущем смекалка бабушки и неуемная жизнерадостность ее внуков. Как говорится, не рой другому яму…

Pol_Midler__Ploho_sdelano_v_Kitae.jpg Пол Мидлер Плохо сделано в Китае

Книга представляет собой коллекцию зарисовок и занимательных историй, накопленных Мидлером (окончившим университет, где изучал китайский язык и историю Поднебесной) за годы, проведенные в Китае. В тексте описано, как отличается менталитет китайцев, американцев и европейцев, как они ведут себя на переговорах и почему китайцы, даже не зная английского, но полагаясь на свой анализ чужих эмоций и обладая интуицией, манипулируя, могут выйти победителями.

Китайцы, в отличие от европейцев, не разделяют личные и деловые отношения, и поэтому, чтобы не потерять лица, некоторые вещи не следует говорить напрямую, а отказ от китайского приглашения может быть понят неправильно.

«Культура обслуживания в Китае претерпела сильные изменения, но некоторые привычки изжить было нелегко. Культурная Революция выработала в людях определенные навыки выживания, одним из которых была необходимость любой ценой защитить себя от возможной «потери лица». В ответ на угрозу следовало нанести ответный удар, быстрый и жестокий, и не следовало останавливаться до тех пор, пока источник угрозы не отступит. Если кто-то может создать вам неприятности, необходимо было, во что бы то ни стало, вынудить его отказаться от своих намерений. В Азии везде признают важность «сохранения лица», но нигде больше к этому не относятся с такой агрессией».

Китайские производители в совершенстве овладели магией копирования предоставленного образца, будь то тостер, лампа, летняя или зимняя одежда, косметика или часы. Порой китайские производители строили новые предприятия, на которых все сияло и блестело, чтобы привлечь иностранных клиентов – новые фабрики играли роль рекламных щитов, а даже практичные китайцы часто бывают склонны предпочитать форму содержанию.

R._I._Bekkin__A._E._Shmidt._Biografiya_p Автор-сост. Р.И. Беккин. А.Э. Шмидт: биография, научная переписка, избранные труды, библиография

В книге собраны самые примечательные научные труды, а также переписка одного из виднейших отечественных востоковедов Александра Эдуардовича Шмидта. Он стоял у самых истоков этой научной дисциплины в нашей стране. Среди тех, с кем общался ученый, был князь Эспер Эсперович Ухтомский – ориенталист, поэт, переводчик, публицист, дипломат. Он происходил из древнего рода (ветви дома Рюриковичей), окончил Санкт-Петербургский университет, увлекся Востоком. Князь в 1890-1891 годах совершил вместе с наследником престола – будущим императором Николаем II путешествие на Восток на крейсере «Память Азова» и написал об этом книгу – «Путешествие на Восток» наследника царевича», переведенную на английский, немецкий, французский языки. В 1896 году Ухтомский, имевший при дворе имидж защитника прав инородцев и пользовавшийся покровительством Николая II, стал редактором-издателем «Санкт-Петербургских ведомостей», которые располагались в доме № 62 по Шпалерной улице.

Шмит, работавший секретарем в редакции, в своих письмах описывал тамошние нравы и то, как он порой на досуге дразнил сидевшего там в клетке живого флегматичного крокодила, лязгая портсигаром по стенке.

В первой половине 1920-х годов Шмит издал труды «Туркестанский Восточный Институт за первые четыре года своего существования (1918-1922)», «Востоковедение в Туркестане». Также под его редакцией вышла «Арабская хрестоматия» В.Ф. Гиргаса и В.Р. Розена, по которой в течение десятилетий обучались студенты-арабисты на факультете восточных языков Санкт-Петербургского университета. Однако его дальнейшая судьба сложилась трагически. В 1931 году Александр Эдуардович был арестован по обвинению в антисоветской деятельности и выслан в Казань. А в 1938 году последовал новый арест, Шмидта обвинили в создании контрреволюционной группы, и в августе 1939 года он погиб в тюрьме.

Yurij_Revich_Viktor_Yurovskij__Mihail_An Юрий Ревич, Виктор Юровский. Михаил Анчаров. Писатель, бард, художник, драматург

Издание посвящено истории жизни и творчества одного из основоположников жанра бардовской песни в нашей стране, автора известных повестей «Как птица Гаруда», «Самшитовый лес», «Сода-солнце», «Записки странствующего энтузиаста», сценариста первого отечественного телесериала «День за днем». Михаил Анчаров родился 28 марта 1923 года в Москве, в семье инженера и учительницы. Его отец участвовал в строительстве знаменитой Шуховской башни, а потом работал на Московском электрозаводе. В книге подробно описана жизнь района, в котором рос Михаил и то, как впоследствии в его произведениях были отображены колоритные типажи местных обитателей.

Дальнейшее формирование характера и интересов, как и у всех, происходило в стенах школы, с которой будущему барду и литератору в достаточной мере повезло. «Советская довоенная школа была совсем не настолько плоха, как это можно предположить, исходя из общей предельно идеологизированной атмосферы тех времен. Сказалось то, что учительский состав в столичных городах еще почти поголовно состоял из педагогов, получивших образование уровня классических гимназий до революции, а большое количество новых преподавательских кадров, потребовавшихся в связи с ориентацией на поголовную грамотность, были их непосредственными учениками. Вообще высокий уровень всеобщего обязательного образования — одна из реальных заслуг советской власти. Ей можно поставить в упрек только естественно-научный перекос в образовании, когда география, физика, математика и химия преподавались даже с излишней подробностью, а гуманитарные предметы, особенно история и обществоведение, сильно пострадали от стремления придать им «классовый» характер».

Подробно анализируется весь творческий путь Михаила Анчарова, гуманистическая философия, след которой заметен в любом его произведении. Даже о войне фронтовик Анчаров умудрялся писать, не именуя, к примеру, всех немцев врагами. У него хорошие люди противостоят плохим, а гражданство, национальность, партийная принадлежность практически не имеют значения. Для шестидесятников он был настоящим властителем дум, пусть неофициальным и непризнанным, а Высоцкий называл Анчарова своим учителем.

В группу Партнеры Все обсуждения группы
24 понравилось 1 добавить в избранное