7 февраля 2018 г., 07:00
11K
7 книжных новинок: обзор от историка и писателя Алекса Громова
Дмитрий Опарин
Большая Садовая, 10.
История московского дома, рассказанная его жителями
Этот дом давно известен как «Дом Булгакова» или «Булгаковский дом». Но кроме ассоциаций с прославленным романом «Мастер и Маргарита» и его автором, который здесь жил, с домом связано множество известных имен и интересных событий. Книга построена на собранных автором воспоминаниях жильцов и на мемуарах. Еще в 1920-е годы здесь в мастерской видного художника-конструктивиста Георгия Якулова собирались живописцы, театральные деятели и литераторы.
Происходили в доме и другие события, заставляющие вспомнить легендарный роман Булгакова. «История несчастного управдома Никанора Ивановича Босого из романа «Мастер и Маргарита», у которого при обыске по доносу Коровьева обнаружили валюту в вентиляции, вероятно, как это часто бывает у Булгакова, вдохновлена реальными событиями. В 1925 году арестовали и судили председателя правления жилищного товарищества дома № 10 по Большой Садовой, тридцатилетнего Николая Зотиковича Раева, члена партии, служащего, заведующего складом Госбанка. В 1924 году он жил в квартире № 33 с женой Пелагеей Ивановной Раевой — тезкой супруги Никанора Ивановича в романе… В апреле 1924 года Николай Зотикович Раев был избран председателем правления. Секретарем стал 19-летний Александр Павлович Хрынин из квартиры № 29. Но уже в следующем году Раев был смещен с должности в результате скандала и последовавшего за ним уголовного дела. Председателя пытались уличить в растрате. Ревизионная комиссия нашла несоответствия в расходовании собранных денег на сироту Шукаева из квартиры № 3, на гонорар артистам, выступавшим на «комсомольской пасхе» в клубе, на похороны жителя дома Кузнецова, на установку радио для клуба и прокат пианино, а также на приобретение собрания сочинений Ленина».
Полвека спустя в квартире Кузнецовых под номером 44 – ее хозяйка Людмила почти случайно оказалась когда-то на знаменитой «бульдозерной выставке» – проходили неофициальные вернисажи нонконформистов, здесь бывал Владимир Высоцкий и другие артисты. В середине 1980-х были расселены ветхие коммуналки в фасадной части дома, и вскоре эти пустующие квартиры заняли художники и музыканты. Образовался настоящий сквот с мастерскими и помещениями для репетиций. Прийти сюда мог всякий, главное, чтобы вновь приходящие не конфликтовали с обитателями сквота. Это необычное творческое место просуществовало до середины 1990-х. Описана в книге и драматичная история создания в квартире №50 музея М.А. Булгакова.
Автор-составитель Людмила Сайгина
Архитектор Федор Шехтель.
Павильоны, банки, дома, храмы эпохи эклектики и модерна
Иллюстрированное издание посвящено творчеству одного из виднейших архитекторов эпохи русского модерна. В книге приводятся многочисленные архивные фотографии, фоторепродукции чертежей, планов, деталей оформления, публикации из старых газет, посвященные проектам Ф. Шехтеля, в том числе – коронационным торжествам в Москве в 1896 году. Архитектор декорировал участок от Тверской Заставы до Триумфальной площади. У самой Заставы были воздвигнуты две гигантские колонны, увенчанные золотыми шапками Мономаха. На Садовой, у Старых Триумфальных ворот, Шехтель возвел павильон в древнерусском стиле с шатром – для встречи Николая II и Александры Федоровны представителями города Москвы.
Уникальность таланта Шехтеля, рисовальщика, театрального художника, оформителя, архитектора, представлена в различных по стилю жанрах. Среди его проектов – Фантастический театр в московском саду «Эрмитаж», описанный А. Чеховым, и ансамбль «Кинь-Грусть» в санкт-петербургском саду «Ливадия». Так из роскошной сцены, юрт, массы бюстов, драконов и колонн, получилась, как писал в мае 1884 года «Театральный курьер», волшебная вилла богатого китайского мандарина. «Всемирная выставка 1900 года в Париже продемонстрировала крупные технические открытия и достижения последнего десятилетия XIX века. Среди 35 стран-участниц Российская империя была представлена несколькими выставочными постройками: центральным павильоном (архитектор Р.Ф. Мельцер) и кустарным отделом, ставшим целой «целой русской улицей» (художник К.А. Коровин, архитектор И.Е.Бондаренко). Ф.О. Шехтель участвовал в выставке как один из организаторов экспозиции Строгановского училища, за что был удостоен почтенного диплома, и как автор проектов павильонов частных фирм. Павильон сахарозаводчика П.И. Харитоненко был выполнен в стилизованных формах русского стиля. В симметричной композиции фасада выделен центр с тройной аркой с висячими гирьками… Центральная палатка фланкирована шпилями, увенчанными двуглавыми орлами, - они же повторяются на углах всей постройки».
На фасаде особняка Шехтеля в Москве на Большой Садовой «зашифрованы» многие характерные черты «классицизирующего модерна» - во время строительства дома в отечественной архитектуре происходил сдвиг от модерна к неоклассицизму. Для плафона кабинета в этом доме М. Врубель написал свою знаменитую картину «Муза». В 1921 году архитектор Шехтель исполнил проект Болшевского оптического завода, который из-за политических и межведомственных перетасовок так и не был реализован.
Валентин Осипов
Как Россия узнавала Индию.
Хроника от древнейших времен до наших дней
В 1000 сюжетов приводятся истории путешествий в эту далекую страну, и наоборот – приезда из ее на наши земли купцов, послов, министров, известных писателей и исполнителей. Какова, к примеру, была судьба записок Афанасия Никитина? Тетрадки с записями его спутники привезли в Москву дьяку Василию Мамыреву, тексты были внесены в рукописи и… забыты. Спустя три века записки А. Никитина были обнаружены в архиве Троицко-Сергиевского монастыря историком и литератором Н. Карамзиным, который опубликовал отрывки в 1818 году. А вот полностью «Хождение за три моря» опубликовал библиограф и академик П. Строев в 1820 году.
«1802. Раджа из Визапура и Александр I. В обозначенный год он разрешает призвать на службу в Коллегию иностранных дел в ранге статского советника Александра Ивановича Порюс-Визапурского. Вот так перевоплотился в российском подданстве раджа из Индии. Надумал же переехать в далекое чужеземье в конце пролетевшего века и радениями своими дослужился до полковника Российской армии по Эстляндскому егерскому корпусу. Еще - возжелал подняться к небу в корзине воздушного шара. Еще дивил: писал стихи на русском. Эхо этой личности - в Горе от ума Грибоедова. Особая строка его биографии - разработал для Александра I план установления торговых связей с Индией через Астрахань и даже выезжал в этот город. Увы, в 1812-м он крупно погрешил: в горящей Москве напросился на аудиенцию к Наполеону и изъявил желание помогать походу в Индию. Странно, но факт - не был отстранен от службы престола России».
В СССР интересовались Индией, часто издавали индийских писателей и отечественные научные исследования. В ноябре 1927 года Джавахарлал Неру вместе с отцом Мотилалом Неру, сестрой Кришной и женой Камалой приехал на торжественное празднование десятилетия Октябрьской революции. В течение трех Д. Неру побывал на Красной площади, в Доме колхозника, Народном комиссариате просвещения, общался с советскими людьми и впоследствии выступал против распространенных западных мифов «национализации женщин в большевистской России».
11 сентября 1930 года в Москву прибыл Рабиндранат Тагор. На следующий день состоялась его встреча с председателем ВОКСа (Всесоюзного общества культурных связей с заграницей), профессором Ф.Н. Петровым, и с советскими писателями и учеными.13 сентября состоялась встреча Тагора со студентами и профессурой Москвы и его вернисаж. Во время выступления в Колонном зале Дома союзов Тагор спел на бенгальском языке одну из своих песен.
Михаил Елисеев Греко-персидские войны
Вышедшая в серии «Античный мир» книга рассказывает о легендарных битвах на суше и на море, противостоянии персов и греков, войне двух цивилизаций и двух военных школ, подвигах и авантюрах.
Вот один из первых эпизодов становления персидской державы. 546 год до н.э. – битва при Фимбраре. Крез, владыка Лидии, против Кира, персидского царя. В ходе битвы Кир обошел лидийскую конницу и ударил по ней с тыла. Дрогнула и лидийская пехота. Выстояли только египтяне, которые оказались в окружении. Но Киру нужно было вести армию на Сарды – столицу Лидии и он решил договориться с египтянами, предложив им платить вдовое больше, чем платил им Крез. Египтяне согласились, выговорив себе право не воевать против лидийцев. Так закончилась битва при Фимбраре, и Кир стал владыкой Азии.
498 год до н.э. – на помощь малоазийским эллинам приплыл афинский флот. На военном совете решили не дожидаться нападения персов, а ударить первыми – захватив Сарды. Для персов это было неожиданностью и времени для организации обороны главной городской стены не было. «Сатрап вышел из дворца и поднялся на башню у ворот. В лучах солнца ярко блестели пластины его чешуйчатого панциря, порывы ветра трепали за плечами пурпурный плащ. Огромная равнина была перед царским братом как на ладони, и по приближающимся тучам пыли Артафрен определил месторасположение греческой армии. Подобно гигантской приливной волне она накатывалась на Сарды. На улицах города творилось столпотворение, толпы людей устремились к акрополю. Сатрап видел, что еще не все персы добрались до крепости, однако выбора у него не было, и он распорядился закрыть ворота. В любом другом случае появлялся реальный шанс, что их не сумеют закрыть вообще. Тяжелые створы захлопнулись, наглухо отрезав акрополь от остального мира».
Греки притащили лестницы и стали готовиться к штурму акрополя, но тут загорелся один из крытых камышом домов, и вскоре пожар охватил весь город. Эллины даже не успели его разграбить… Владыка персов Дарий, узнав о сожжении Сард, впал в бешенство, и, взяв у телохранителя лук, натянул тетиву, и, пустив стрелу в небо, воскликнул: «Да исполнится, Зевс, мщение мое над афинянами!». Затем Дарий приказал своему слуге трижды перед обедом повторять ему: «Владыка! Помни афинян!»
Книгу завершают фотографии, сделанные автором: памятник греческим воинам, погибшим в Марафонском сражении, Марафонский курган, памятник Мильтиаду (военачальнику греческого войска) на Марафонской равнине, памятник защитникам Фермопил на месте битвы…
Елена Жданова Сказки народов России. Сказки сибирских деревень
Все эти сказки были услышаны Ждановой от своей бабушки, родившейся и прожившей жизнь в Сибири. В сказках животные помогают добрым людям и помогают бороться со злыми. Среди персонажей – Медовая Борода, Золотая Баба, Моряна, Почереда.
«Это случилось давным-давно. В те времена люди только-только приходили на берега этой реки. Места незнакомые, лес чужой, зверья видимо-невидимо. Ну, обжились помаленьку. Избы срубили, пашни распахали, зерно посеяли. А там и детки пошли. У тех деток свои вскорости ребятишки подросли, и внуки появились. Разрослась деревушка. На ту пору люди в согласии жили с миром, законы бытия блюли свято. Однако ж не все! Были и такие, что норовили поживиться за чужой счёт. Ну, об них в другой раз сказ поведу. В те незапамятные времена жил мужичок одинокий, вдовец». В сказке «Волчок» рассказывается история, как рос сынок этого вдовца, прозванный за характер Бойка. Однажды в своем любимом укромном месте в лесу он почуял волчий запах. Там оказался совсем маленький волчонок со своей раненной матерью-волчицей. Бойка стал делиться с маленьким зверьком едой, да и волчице подбрасывать. Прошло время, мальчик вырос, вышел в женихи. Да и волчонок подрос, и оказался девчонкой, которая, как и другие полуволки, в образ человеческий обращается только по достижении возраста свадеб.
В сказке «Матвеев малахай» рассказывается, как у одного охотника, Матвея, было два пса, и у обоих – разные глаза. И жили они дружно, пока не нарвался Матвей на медведя-шатуна, и тот смял одного из псов. А второй пес умер от тоски. И вот однажды Матвею приснилось, что вернулись те собаки, и, позвав его за собой в лес, привели к пеньку, где лежала доха собачья и малахай – подарок. И спасли Матвея и родных от волков, и от ватажки разбойников.
В сносках объясняется значение устаревших слов и диалектных выражений. На ярких красочных рисунках Ольги Гвоздевой реалистично изображены взрослые и дети, звери и птицы, природа, старинный орнамент и предметы быта.
Виктор Запаренко Сундук мертвеца. Логические задачи, лабиринты, игры и раскраски
Героям книги предстоит пережить много приключений и опасностей и, чтобы выйти победителями, придется проявить изобретательность и находчивость. Забавные и симпатичные пушистые герои, нарисованные по мотивам «Пиратов Кошачьего моря», во главе со своей предводительницей Дженифыр Котес отплывают в далекое странствие к незнакомым берегам. Иначе не получится найти сундук с сокровищами, раскрыть секреты древней Мумии, пройти через лабиринты и спасти своих друзей. Книга вышла в серии «Приключения для умников» и поэтому не только порадует читателей великолепными цветными иллюстрациями, но и поможет детям развивать их познавательные способности – внимание, логику, воображение. К примеру, можно сыграть в «пиратские шашки». В правилах игру указано, что они такие же, как обычные, белые движутся снизу вверх, а вот чёрные – им навстречу. Но есть и отличия: необычна начальная расстановка и определения полей, где обыкновенная шашка становится «дамкой».
Юные читатели смогут отыскать на рисунке подземный ход, раскрасить картинку предложенными цветами, решить логические задачи. «Пять свидетелей видели убегавшего с места преступления пирата. - Шерсть тёмная, бородатый, нос небольшой, глаза маленькие, худая морда, среднего роста, полный, голос низкий и страшный, - начал давать показания Кукабара… Оказалось, что каждый из перепуганных свидетелей всё же назвал по меньшей мере две правильные приметы». В книге есть и пиратские сигналы: «Все СЮДА!», «ТУДА! ТАМ!», «Я АТАКУЮ!», «СВОЙ!». Читателям предлагается помочь Джен отыскать в трюме свисток боцмана или обнаружить, в каких трех смежных комнатах находятся девять пиратов-заговорщиков.
Мохаммад Реза Юсефи Сальм, Тур и Ирадж
Кому не хотелось иной раз заглянуть в будущее? Порой и великие властители бывали подвержены этому искушению, а потому обращались к предсказателям и звездочетам. Одну такую историю запечатлел в своей новой книге известный детский писатель из Ирана, создавший цикл произведений по мотивам великой эпической поэмы «Шахнаме». Тысячу лет назад прославленный поэт Фирдоуси собрал и творчески переработал древние сказания, и с тех пор они продолжают жить и радовать людей.
Итак, в далёкие времена миром правил справедливый царь Ферейдун. При нём прекратились войны, настало благоденствие повсюду. Царь был мудр, помогала ему в всем белая птица Сепиде, которую величали хранительницей царей. У Ферейдуна было три сына – Сальм, Тур и Ирадж. «В те времена люди верили в предсказания звёздочетов, верили, что жизнью человека управляют звёзды и что они-то и предрекают ему счастливую или несчастливую судьбу. И вот однажды царь Ферейдун захотел узнать, что ждёт его сыновей. Он уселся в тронном зале со своими мудрецами и старейшинами и призвал к себе звездочётов, чтобы они предсказали судьбу его детей».
Во главе с самым старым, убеленным сединами звездочётом предсказатели явились во дворец и разложили свои книги с изображениями светил, созвездий и таинственных знаков. Царевичи сели напротив звездочёта, а поодаль наблюдали за происходящим царь и его советники. Углубившись в книги и расчеты, старик предрек двум царским сыновьям счастье и благополучие под сенью добрых звезд. А о судьбе третьего поначалу и говорить не хотел, но потом, попросив обещания, что его не казнят за плохие вести, рассказал, что увидел в гороскопе Ираджа злополучную судьбу и войну с братьями. Царь был так поражен, что не задумался, как эти слова соотносятся с предсказанным ранее счастьем других сыновей. Все его мысли были о том, как предотвратить беду…
Комментариев пока нет — ваш может стать первым
Поделитесь мнением с другими читателями!