7 февраля 2018 г., 07:00

11K

7 книжных новинок: обзор от историка и писателя Алекса Громова

35 понравилось 0 пока нет комментариев 2 добавить в избранное

D._A._Oparin__Bolshaya_Sadovaya_10._Isto Дмитрий Опарин
Большая Садовая, 10.
История московского дома, рассказанная его жителями

Этот дом давно известен как «Дом Булгакова» или «Булгаковский дом». Но кроме ассоциаций с прославленным романом «Мастер и Маргарита» и его автором, который здесь жил, с домом связано множество известных имен и интересных событий. Книга построена на собранных автором воспоминаниях жильцов и на мемуарах. Еще в 1920-е годы здесь в мастерской видного художника-конструктивиста Георгия Якулова собирались живописцы, театральные деятели и литераторы.

Происходили в доме и другие события, заставляющие вспомнить легендарный роман Булгакова. «История несчастного управдома Никанора Ивановича Босого из романа «Мастер и Маргарита», у которого при обыске по доносу Коровьева обнаружили валюту в вентиляции, вероятно, как это часто бывает у Булгакова, вдохновлена реальными событиями. В 1925 году арестовали и судили председателя правления жилищного товарищества дома № 10 по Большой Садовой, тридцатилетнего Николая Зотиковича Раева, члена партии, служащего, заведующего складом Госбанка. В 1924 году он жил в квартире № 33 с женой Пелагеей Ивановной Раевой — тезкой супруги Никанора Ивановича в романе… В апреле 1924 года Николай Зотикович Раев был избран председателем правления. Секретарем стал 19-летний Александр Павлович Хрынин из квартиры № 29. Но уже в следующем году Раев был смещен с должности в результате скандала и последовавшего за ним уголовного дела. Председателя пытались уличить в растрате. Ревизионная комиссия нашла несоответствия в расходовании собранных денег на сироту Шукаева из квартиры № 3, на гонорар артистам, выступавшим на «комсомольской пасхе» в клубе, на похороны жителя дома Кузнецова, на установку радио для клуба и прокат пианино, а также на приобретение собрания сочинений Ленина».

Полвека спустя в квартире Кузнецовых под номером 44 – ее хозяйка Людмила почти случайно оказалась когда-то на знаменитой «бульдозерной выставке» – проходили неофициальные вернисажи нонконформистов, здесь бывал Владимир Высоцкий и другие артисты. В середине 1980-х были расселены ветхие коммуналки в фасадной части дома, и вскоре эти пустующие квартиры заняли художники и музыканты. Образовался настоящий сквот с мастерскими и помещениями для репетиций. Прийти сюда мог всякий, главное, чтобы вновь приходящие не конфликтовали с обитателями сквота. Это необычное творческое место просуществовало до середины 1990-х. Описана в книге и драматичная история создания в квартире №50 музея М.А. Булгакова.

L._V._Sajgin__Arhitektor_Fedor_Shehtel._ Автор-составитель Людмила Сайгина
Архитектор Федор Шехтель.
Павильоны, банки, дома, храмы эпохи эклектики и модерна

Иллюстрированное издание посвящено творчеству одного из виднейших архитекторов эпохи русского модерна. В книге приводятся многочисленные архивные фотографии, фоторепродукции чертежей, планов, деталей оформления, публикации из старых газет, посвященные проектам Ф. Шехтеля, в том числе – коронационным торжествам в Москве в 1896 году. Архитектор декорировал участок от Тверской Заставы до Триумфальной площади. У самой Заставы были воздвигнуты две гигантские колонны, увенчанные золотыми шапками Мономаха. На Садовой, у Старых Триумфальных ворот, Шехтель возвел павильон в древнерусском стиле с шатром – для встречи Николая II и Александры Федоровны представителями города Москвы.

Уникальность таланта Шехтеля, рисовальщика, театрального художника, оформителя, архитектора, представлена в различных по стилю жанрах. Среди его проектов – Фантастический театр в московском саду «Эрмитаж», описанный А. Чеховым, и ансамбль «Кинь-Грусть» в санкт-петербургском саду «Ливадия». Так из роскошной сцены, юрт, массы бюстов, драконов и колонн, получилась, как писал в мае 1884 года «Театральный курьер», волшебная вилла богатого китайского мандарина. «Всемирная выставка 1900 года в Париже продемонстрировала крупные технические открытия и достижения последнего десятилетия XIX века. Среди 35 стран-участниц Российская империя была представлена несколькими выставочными постройками: центральным павильоном (архитектор Р.Ф. Мельцер) и кустарным отделом, ставшим целой «целой русской улицей» (художник К.А. Коровин, архитектор И.Е.Бондаренко). Ф.О. Шехтель участвовал в выставке как один из организаторов экспозиции Строгановского училища, за что был удостоен почтенного диплома, и как автор проектов павильонов частных фирм. Павильон сахарозаводчика П.И. Харитоненко был выполнен в стилизованных формах русского стиля. В симметричной композиции фасада выделен центр с тройной аркой с висячими гирьками… Центральная палатка фланкирована шпилями, увенчанными двуглавыми орлами, - они же повторяются на углах всей постройки».

На фасаде особняка Шехтеля в Москве на Большой Садовой «зашифрованы» многие характерные черты «классицизирующего модерна» - во время строительства дома в отечественной архитектуре происходил сдвиг от модерна к неоклассицизму. Для плафона кабинета в этом доме М. Врубель написал свою знаменитую картину «Муза». В 1921 году архитектор Шехтель исполнил проект Болшевского оптического завода, который из-за политических и межведомственных перетасовок так и не был реализован.

Valentin_Osipov__Kak_Rossiya_uznavala_In Валентин Осипов
Как Россия узнавала Индию.
Хроника от древнейших времен до наших дней

В 1000 сюжетов приводятся истории путешествий в эту далекую страну, и наоборот – приезда из ее на наши земли купцов, послов, министров, известных писателей и исполнителей. Какова, к примеру, была судьба записок Афанасия Никитина? Тетрадки с записями его спутники привезли в Москву дьяку Василию Мамыреву, тексты были внесены в рукописи и… забыты. Спустя три века записки А. Никитина были обнаружены в архиве Троицко-Сергиевского монастыря историком и литератором Н. Карамзиным, который опубликовал отрывки в 1818 году. А вот полностью «Хождение за три моря» опубликовал библиограф и академик П. Строев в 1820 году.

«1802. Раджа из Визапура и Александр I. В обозначенный год он разрешает призвать на службу в Коллегию иностранных дел в ранге статского советника Александра Ивановича Порюс-Визапурского. Вот так перевоплотился в российском подданстве раджа из Индии. Надумал же переехать в далекое чужеземье в конце пролетевшего века и радениями своими дослужился до полковника Российской армии по Эстляндскому егерскому корпусу. Еще - возжелал подняться к небу в корзине воздушного шара. Еще дивил: писал стихи на русском. Эхо этой личности - в Горе от ума Грибоедова. Особая строка его биографии - разработал для Александра I план установления торговых связей с Индией через Астрахань и даже выезжал в этот город. Увы, в 1812-м он крупно погрешил: в горящей Москве напросился на аудиенцию к Наполеону и изъявил желание помогать походу в Индию. Странно, но факт - не был отстранен от службы престола России».

В СССР интересовались Индией, часто издавали индийских писателей и отечественные научные исследования. В ноябре 1927 года Джавахарлал Неру вместе с отцом Мотилалом Неру, сестрой Кришной и женой Камалой приехал на торжественное празднование десятилетия Октябрьской революции. В течение трех Д. Неру побывал на Красной площади, в Доме колхозника, Народном комиссариате просвещения, общался с советскими людьми и впоследствии выступал против распространенных западных мифов «национализации женщин в большевистской России».

11 сентября 1930 года в Москву прибыл Рабиндранат Тагор. На следующий день состоялась его встреча с председателем ВОКСа (Всесоюзного общества культурных связей с заграницей), профессором Ф.Н. Петровым, и с советскими писателями и учеными.13 сентября состоялась встреча Тагора со студентами и профессурой Москвы и его вернисаж. Во время выступления в Колонном зале Дома союзов Тагор спел на бенгальском языке одну из своих песен.

Eliseev_M._B.__Grekopersidskie_vojny.jpg Михаил Елисеев Греко-персидские войны

Вышедшая в серии «Античный мир» книга рассказывает о легендарных битвах на суше и на море, противостоянии персов и греков, войне двух цивилизаций и двух военных школ, подвигах и авантюрах.

Вот один из первых эпизодов становления персидской державы. 546 год до н.э. – битва при Фимбраре. Крез, владыка Лидии, против Кира, персидского царя. В ходе битвы Кир обошел лидийскую конницу и ударил по ней с тыла. Дрогнула и лидийская пехота. Выстояли только египтяне, которые оказались в окружении. Но Киру нужно было вести армию на Сарды – столицу Лидии и он решил договориться с египтянами, предложив им платить вдовое больше, чем платил им Крез. Египтяне согласились, выговорив себе право не воевать против лидийцев. Так закончилась битва при Фимбраре, и Кир стал владыкой Азии.

498 год до н.э. – на помощь малоазийским эллинам приплыл афинский флот. На военном совете решили не дожидаться нападения персов, а ударить первыми – захватив Сарды. Для персов это было неожиданностью и времени для организации обороны главной городской стены не было. «Сатрап вышел из дворца и поднялся на башню у ворот. В лучах солнца ярко блестели пластины его чешуйчатого панциря, порывы ветра трепали за плечами пурпурный плащ. Огромная равнина была перед царским братом как на ладони, и по приближающимся тучам пыли Артафрен определил месторасположение греческой армии. Подобно гигантской приливной волне она накатывалась на Сарды. На улицах города творилось столпотворение, толпы людей устремились к акрополю. Сатрап видел, что еще не все персы добрались до крепости, однако выбора у него не было, и он распорядился закрыть ворота. В любом другом случае появлялся реальный шанс, что их не сумеют закрыть вообще. Тяжелые створы захлопнулись, наглухо отрезав акрополь от остального мира».

Греки притащили лестницы и стали готовиться к штурму акрополя, но тут загорелся один из крытых камышом домов, и вскоре пожар охватил весь город. Эллины даже не успели его разграбить… Владыка персов Дарий, узнав о сожжении Сард, впал в бешенство, и, взяв у телохранителя лук, натянул тетиву, и, пустив стрелу в небо, воскликнул: «Да исполнится, Зевс, мщение мое над афинянами!». Затем Дарий приказал своему слуге трижды перед обедом повторять ему: «Владыка! Помни афинян!»

Книгу завершают фотографии, сделанные автором: памятник греческим воинам, погибшим в Марафонском сражении, Марафонский курган, памятник Мильтиаду (военачальнику греческого войска) на Марафонской равнине, памятник защитникам Фермопил на месте битвы…

Zhdanova_E.__Skazki_narodov_Rossii._Skaz Елена Жданова Сказки народов России. Сказки сибирских деревень

Все эти сказки были услышаны Ждановой от своей бабушки, родившейся и прожившей жизнь в Сибири. В сказках животные помогают добрым людям и помогают бороться со злыми. Среди персонажей – Медовая Борода, Золотая Баба, Моряна, Почереда.

«Это случилось давным-давно. В те времена люди только-только приходили на берега этой реки. Места незнакомые, лес чужой, зверья видимо-невидимо. Ну, обжились помаленьку. Избы срубили, пашни распахали, зерно посеяли. А там и детки пошли. У тех деток свои вскорости ребятишки подросли, и внуки появились. Разрослась деревушка. На ту пору люди в согласии жили с миром, законы бытия блюли свято. Однако ж не все! Были и такие, что норовили поживиться за чужой счёт. Ну, об них в другой раз сказ поведу. В те незапамятные времена жил мужичок одинокий, вдовец». В сказке «Волчок» рассказывается история, как рос сынок этого вдовца, прозванный за характер Бойка. Однажды в своем любимом укромном месте в лесу он почуял волчий запах. Там оказался совсем маленький волчонок со своей раненной матерью-волчицей. Бойка стал делиться с маленьким зверьком едой, да и волчице подбрасывать. Прошло время, мальчик вырос, вышел в женихи. Да и волчонок подрос, и оказался девчонкой, которая, как и другие полуволки, в образ человеческий обращается только по достижении возраста свадеб.

В сказке «Матвеев малахай» рассказывается, как у одного охотника, Матвея, было два пса, и у обоих – разные глаза. И жили они дружно, пока не нарвался Матвей на медведя-шатуна, и тот смял одного из псов. А второй пес умер от тоски. И вот однажды Матвею приснилось, что вернулись те собаки, и, позвав его за собой в лес, привели к пеньку, где лежала доха собачья и малахай – подарок. И спасли Матвея и родных от волков, и от ватажки разбойников.

В сносках объясняется значение устаревших слов и диалектных выражений. На ярких красочных рисунках Ольги Гвоздевой реалистично изображены взрослые и дети, звери и птицы, природа, старинный орнамент и предметы быта.

Viktor_Zaparenko__Sunduk_mertvetsa._Logi Виктор Запаренко Сундук мертвеца. Логические задачи, лабиринты, игры и раскраски

Героям книги предстоит пережить много приключений и опасностей и, чтобы выйти победителями, придется проявить изобретательность и находчивость. Забавные и симпатичные пушистые герои, нарисованные по мотивам «Пиратов Кошачьего моря», во главе со своей предводительницей Дженифыр Котес отплывают в далекое странствие к незнакомым берегам. Иначе не получится найти сундук с сокровищами, раскрыть секреты древней Мумии, пройти через лабиринты и спасти своих друзей. Книга вышла в серии «Приключения для умников» и поэтому не только порадует читателей великолепными цветными иллюстрациями, но и поможет детям развивать их познавательные способности – внимание, логику, воображение. К примеру, можно сыграть в «пиратские шашки». В правилах игру указано, что они такие же, как обычные, белые движутся снизу вверх, а вот чёрные – им навстречу. Но есть и отличия: необычна начальная расстановка и определения полей, где обыкновенная шашка становится «дамкой».

Юные читатели смогут отыскать на рисунке подземный ход, раскрасить картинку предложенными цветами, решить логические задачи. «Пять свидетелей видели убегавшего с места преступления пирата. - Шерсть тёмная, бородатый, нос небольшой, глаза маленькие, худая морда, среднего роста, полный, голос низкий и страшный, - начал давать показания Кукабара… Оказалось, что каждый из перепуганных свидетелей всё же назвал по меньшей мере две правильные приметы». В книге есть и пиратские сигналы: «Все СЮДА!», «ТУДА! ТАМ!», «Я АТАКУЮ!», «СВОЙ!». Читателям предлагается помочь Джен отыскать в трюме свисток боцмана или обнаружить, в каких трех смежных комнатах находятся девять пиратов-заговорщиков.

__Salm_Tur_i_Iradzh.jpg Мохаммад Реза Юсефи Сальм, Тур и Ирадж

Кому не хотелось иной раз заглянуть в будущее? Порой и великие властители бывали подвержены этому искушению, а потому обращались к предсказателям и звездочетам. Одну такую историю запечатлел в своей новой книге известный детский писатель из Ирана, создавший цикл произведений по мотивам великой эпической поэмы «Шахнаме». Тысячу лет назад прославленный поэт Фирдоуси собрал и творчески переработал древние сказания, и с тех пор они продолжают жить и радовать людей.

Итак, в далёкие времена миром правил справедливый царь Ферейдун. При нём прекратились войны, настало благоденствие повсюду. Царь был мудр, помогала ему в всем белая птица Сепиде, которую величали хранительницей царей. У Ферейдуна было три сына – Сальм, Тур и Ирадж. «В те времена люди верили в предсказания звёздочетов, верили, что жизнью человека управляют звёзды и что они-то и предрекают ему счастливую или несчастливую судьбу. И вот однажды царь Ферейдун захотел узнать, что ждёт его сыновей. Он уселся в тронном зале со своими мудрецами и старейшинами и призвал к себе звездочётов, чтобы они предсказали судьбу его детей».

Во главе с самым старым, убеленным сединами звездочётом предсказатели явились во дворец и разложили свои книги с изображениями светил, созвездий и таинственных знаков. Царевичи сели напротив звездочёта, а поодаль наблюдали за происходящим царь и его советники. Углубившись в книги и расчеты, старик предрек двум царским сыновьям счастье и благополучие под сенью добрых звезд. А о судьбе третьего поначалу и говорить не хотел, но потом, попросив обещания, что его не казнят за плохие вести, рассказал, что увидел в гороскопе Ираджа злополучную судьбу и войну с братьями. Царь был так поражен, что не задумался, как эти слова соотносятся с предсказанным ранее счастьем других сыновей. Все его мысли были о том, как предотвратить беду…

В группу Партнеры Все обсуждения группы
35 понравилось 2 добавить в избранное

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!